In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Егошина
«Театрал-онлайн», 12.07.2017

В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души»

Птицей-тройкой по бездорожью

Актер и режиссер Федор Малышев поставил сценическую композицию-фантазию на темы «Мертвых душ» Гоголя, вплетя в действие цитаты из Лермонтова, Пушкина, Чехова, русские народные песни, вариации музыкальных тем Шостаковича, Шнитке, Вагнера, Федорова. Сам режиссер сыграл кучера Селифана.

К счастью, «Мертвые души» Гоголя я читала до всякой школьной программы. И потому не по обязанности, а для удовольствия. В дедушкиной библиотеке стоял огромный том Гоголя, где мирно уживалась «Сорочинская ярмарка» и «Невский проспект», «Вечера на хуторе» и «Мертвые души». Забившись в папино кресло, вместо скучных уроков, ныряла в сказочный мир, цельный, витальный, населенный душами живыми и мертвыми, чертями и ведьмами, прокурорами и беглыми носами. Тарас встречал сыновей. Утопленница все пыталась найти мачеху-злодейку. Птица-тройка летела по замершему пространству в бесконечность, и трясся на родных ухабах мечтатель-пройдоха Чичиков. Кто это сказал, что Панночка не может гостить у Коробочки? А безносый майор Ковалев — оказаться в родстве с Ноздревым?

Мир Гоголя в спектакле Федра Малышева это давнее детское восприятие актуализировал.

Птица-тройка, управляемая кучером-философом Селифаном (в роли кучера-конферансье сам Федор Малышев) едет именно что по тому, цельному и сказочному гоголевскому миру. Яркому, громкому, пестрому. Про который можно сказать словами поэта: «птица тебя рисовала или раскрашивал лев, как дитя, из цветного пенала».

Цветной мир возникает в окружении черного мрака, в любую минуту этим мраком может быть поглощен. Но пока – жив, дышит, движется…

Панночка-Мария Андреева строит Селифану куры. Майор Ковалев-Михаил Крылов вступает в философские диспуты. А Башмачкин-Михаил Волох напрасно пытается найти свою новую шинель.

Чичиков-Дмитрий Захаров тут не только стремиться к приобретению мертвых душ, но и как настоящий философ-естествоиспытатель, пытается разобраться в физиономиях обитателей местности, куда привезла тройка и привела судьба. Ну, и рожи! – не приведи Господи!

Ошарашенно изучает бухарский халат Губернатора-Алексея Колубкова. Оранжевые бакенбарды Собакевича-Андрея Казакова, который как истинный медведь все наступает и наступает прямо на любимую мозоль собеседника. Моргает на огромный бант Манилова-Дмитрия Рудкова. Пятится от мощного торса культуриста Ноздрева-Владимира Свирского. И буквально цепенеет от извлеченной из недр каких-то бездонных карманов бутылочки кагору, которую ему протягивает Плюшкин-Томас Моцкус.

Рафинированные артисты Мастерской погрузились в этот мир балаганной свободы и яркости с радостной готовностью и акробатической лихостью.

В «…Душах» артисты Мастерской, вот уж точно – «с куражом» работают.

Давно на нашей сцене не был спектакля столь смешного и страшного, отчаянного и праздничного. Жесткий режиссерский каркас постановки расцвечен целым фейерверком актерских удач.

Полина Агуреева откровенно купается в сложном пластическом рисунке роли Коробочки. И она же демонстрирует высший класс мастерства биомеханики и ритма, показывая рождение-развитие и кульминацию сплетни в высшем обществе. Меняя поворот тела и интонации голоса, актриса не только создает ощущение сценического многоголосия губернской сплетни. Но и вызывает ассоциации сугубо современные.

Ба! Да это же Гоголь оказывается просто предвосхитил наши «обсуждения/шельмования в соцсетях», которые заканчиваются не раньше как после полного утопления последних проблесков здравого смысла. «На самом деле Чичиков хотел украсть губернаторскую дочку». «Замышлял измену». «И вообще никакой он не Чичиков, а капитан Копейкин собственной персоной».

Какое, милые у нас тысячелетье на дворе? И почем ныне торгуют мертвые души? По десяти копеек? Или накинули по гривеннику? И как продают: поодиночке или оптом? «Как я все угадал» — восклицал в восхищении Мастер у Михаила Булгакова. Гоголь, похоже, был бы совсем не рад непреходящей актуальности своего великого романа.

А сам Федор Малышев все стремится разгадать: как же совмещаются на нашей русской почве торговля мертвыми душами и строчки Лермонтова, в которых «звезда с звездою говорит»?… Пушкинский сарказм по поводу «свинцовых мерзостей» и его же категорическое: «ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю»?

Ну, что «поехали» — закричал Чичиков, взмахнул рукой… «Извольте!» — откликнулся Селифан. Едет-мчится птица-тройка, льется русская раздольная.

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли»…

Источник: Театрал-онлайн


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100