In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Бердичевская
«Экран и Сцена», 19.10.2017

Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне»

В самом конце прошлого сезона в театре “Мастерская П. Н. Фоменко” состоялась премьера спектакля Федора Малышева “…Души”, в основу легла поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души”. Мы поговорили с актером Дмитрием Захаровым, для которого роль Чичикова стала первой главной ролью в театре, узнали о его пути в профессию и некоторые подробности о создании постановки.

– Дмитрий, ваш родной город Барнаул, но закончили вы ГИТИС, актерско-режиссерский курс Олега Львовича Кудряшова. Расскажите, пожалуйста, как оказались в Москве?
– До ГИТИСа я учился в Новосибирском театральном училище, а мечтал о Москве. В одном из последних классов школы понял, что хочу быть артистом, и приехал штурмовать столицу сразу после окончания. В тот год, кстати, курс набирал Кудряшов, но я ничего о нем не знал и даже не пытался попасть на прослушивание. Поступал во все театральные ВУЗы, но везде провалился. Поэтому решил не терять времени и поехал пробовать силы в Новосибирск – ближе к дому. После учебы мне предлагали остаться работать в театре “Глобус”, где я уже играл в нескольких спектаклях, но я по-прежнему рвался в Москву.

– На этот раз вы целенаправленно поступали к Кудряшову? Ведь вы невероятно музыкальны, а все “кудряши”, как известно, тяготеют к музыке.
– Нет, еще я поступал в Школу-студию МХАТ. Но то, что в итоге оказался у Кудряшова, не назовешь случайностью. Скорее судьба. У меня, действительно, с детства есть предрасположенность к музыке. Родители рано поняли, что я слышу немного больше, чем другие. Я сам себя развивал, сам учился играть на разных музыкальных инструментах: сначала фортепиано, потом несколько уроков на аккордеоне. Затем нашел дома саксофон и научился на нем играть по самоучителю. Еще были кларнет и гитара.
Вы правы, музыкальность “кудряшей” – это их отличительная черта. Ведь представление Олега Львовича о театре пронизано музыкой. Но по большому счету, актеры, прошедшие его школу, имеют мультивозможности – они могут все.

– Профессионально музыкой вы никогда не хотели заниматься?
– Я не хотел быть исполнителем, по своей сути я больше сочинитель. Было понятно, что если стану актером, то музыка все равно будет рядом. Так и вышло. Музыка – это хобби, которым хочется заниматься постоянно.

– Получается, что и в “Мастерской Фоменко” вы оказались не случайно. Ведь “фоменкам” музыкальность тоже очень важна. Вы на своем месте, как думаете?
– Думаю, да. Не могу сказать, что я мечтал об этом театре, да и поверить было сложно, что могу в нем оказаться. В 2010 году, когда я заканчивал учебу в ГИТИСе, в “Мастерской” как раз набирали очередной стажерский курс. Меня и еще троих моих однокурсников приняли.
И как только я оказался в театре, ко мне почти сразу подошел Евгений Борисович Каменькович и поставил перед фактом: ты играешь в спектакле – завтра на репетицию. Он работал тогда над постановкой “После занавеса”, где мои способности сразу и пригодились. В этом спектакле я отвечаю за музыкальное оформление. А моя буфетчица Медуза-Горгона – роль, которая до сих пор, как мне кажется, довлеет надо мной. Бывает так, что актер придумывает персонажа, и тот начинает жить собственной жизнью – вне спектакля. Вот и здесь персонаж появился, завладел исполнителем и теперь обитает во мне.

– Как складывался ваш репертуар в “Мастерской”? Насколько я понимаю, главных ролей у вас долго не было.
– Пока мы как стажеры готовили свой первый спектакль, Петр Наумович читал с нами “Бориса Годунова”. Я не знаю точно, что он задумывал, но на эти чтения мы ходили как на репетицию, каждый день. Потом выпускали спектакль “Русский человек на rendez-vous”, затем Фоменко лично ввел меня на три небольшие роли в “Войне и мире”, дальше работы в “Театральном романе”, “Безумной из Шайо”, “Гигантах горы”, “Последних свиданиях”, а позднее в “Египетской марке”, “Современной идиллии” и “Школе жен”, их небольшими уже назвать нельзя.

– И мы плавно подошли к разговору о вашей первой главной роли в театре – в премьерном спектакле Федора Малышева “…Души” по Гоголю.
– Это, конечно, потрясающая школа и очень важная для меня, большая главная роль. Да, у каждого моего персонажа в предыдущих постановках была своя судьба, но такая значительная смысловая линия впервые. Спектакль должен двигаться вперед по смыслу, по действию, и именно я должен его двигать. С каждым новым персонажем мой герой приближается к своей цели, поэтому ускоряется темп общего действия и мой внутренний ритм. Это, вероятно, и стало моим главным испытанием. Внутри я пытался понять, как вести эту смысловую линию, чтобы была перспектива и чтобы мне самому было интересно; я искал ходы, учился “мимикрировать”. Эта роль, безусловно, на вырост, я до сих пор “ищу” своего Павла Ивановича Чичикова.
Когда готовился, пересмотрел все, что связанно с “Мертвыми душами”: фильмы, сериалы, даже кукольный мультфильм по мотивам поэмы. Пытался впитать все по максимуму, чтобы потом было бы, от чего отказаться.

– Многие спектакли в “Мастерской”, по признанию самих актеров, рождаются благодаря коллективному разуму – то есть в процессе создания постановки, на репетициях, актеры становятся соавторами режиссера. Как было с “Душами”?
– Когда жив был Петр Наумович, он полностью создавал спектакль. При этом умел так выстроить репетицию, что актеры пребывали в полной уверенности, что именно они придумали тот или иной жест, интонацию или целую сцену. Он мог вытаскивать из актера нечто, о чем тот сам и не догадывался. Сейчас ситуация поменялась. “Души” предложил Федя Малышев: он принес материал, сделал инсценировку, придумал форму. Но во время репетиций возникало то самое сотворчество, о котором вы говорите. Мы помогали Феде – он помогал нам: мы могли его идею дополнить или наполнить чем-то своим. Если человек приходит и заражает тебя своей темой, ролью, энергией (а с Федей все это случилось), то ты находишься с ним на одной волне, и все создается совместно и по любви.

– Чичикова многие представляют почти что демоном, скупающим мертвые души. Ваш Чичиков не вызывает ни отвращения, ни осуждения, а скорее симпатию. Мил, обходителен, а в финале спектакля, где он кажется обиженным ребенком, его жаль до слез.
– Никакой, конечно, он не демон. Да, Чичиков – человек с амбициями, он следует своей цели, не нарушая впрямую закон. А общество, куда он попадает, оказывается гораздо хуже, чем он.

– Об обществе: в спектакле все стараются поймать блуждающий луч света, жмутся друг к другу, чтобы попасть под его поток, а взгляд каждого робко устремлен наверх. Они как единый организм стараются поместиться внутри спасительного круга. Ведь все же есть надежда на свет?
– Если вы это считали, то прекрасно. Именно это и закладывал в спектакль Федя. После его окончания должна оставаться надежда: все не так уж и плохо. Забудьте о политике. Подумайте о душе. Хватит друг друга есть.

– Дмитрий, я знаю, что вы практически перед самой премьерой сломали ногу. Актеры народ суеверный. А это ведь Гоголь, тут не без мистики.
– Не знаю, как насчет мистики, но этот случай помог мне найти определенное решение для роли. Работая над спектаклем, мы, конечно, искали: какой Чичиков? Как он двигается? Как говорит? И когда я сломал ногу и начал репетировать с костылем, то стало понятно, что хромоту надо оставлять. Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне. У него поломанная душа. Он стоит не на двух ногах. С тростью сразу появилась другая энергетика, другая походка. Я испытывал, кстати, и физическую боль на репетициях, что тоже наложило отпечаток на образ.

– В спектакле заняты несколько поколений “фоменок”. Как складывался ансамбль?
– Мне очень нравится наш состав. И это, безусловно, заслуга режиссера, он сумел объединить именно этих актеров. Ведь отказаться в принципе могли многие: и Полина Агуреева, и Томас Моцкус, и Женя Цыганов, у них у всех плотный график. Я переживал, как мы сойдемся на репетициях, но в итоге каждый из них мне в чем-то помог. Очень интересно играть с разными составами. Например, между Собакевичем Евгения Цыганова и Собакевичем Андрея Казакова огромная разница; каждый настаивает на чем-то своем. Каждый человек меняет не только посыл от персонажа, но и весь спектакль.

Источник: «Экран и Сцена»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100