|
Александра Машукова «Ведомости», 1.04.2011 Такие же, как не мыСпектакль «Мастерской Петра Фоменко» с участием Полины Агуреевой и Игоря Гордина стал историей про людей из далекой эпохВ программке постановки Виктора Рыжакова под названием значится: «Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году». Ремарка неслучайна: она указывает на то, что, по мнению создателей спектакля, этот хрестоматийный текст — достояние стародавних советских времен, и многое в нем современному зрителю может показаться странным. А значит, к истории, рассказывающей о том, как после семнадцати лет отсутствия Александр Ильин, работающий шофером на Севере, вернулся в Ленинград к своей любимой женщине Тамаре, необходимо найти какой-то особый подход.
В результате пьесу Володина играют вовсе не в привычном для нее ключе психологического реализма, а стремительно и гротескно — так, как могли бы, вероятно, исполнить фарс Мольера. Нет, конечно, тут нет гумозных носов и накладных животов, зато есть утрированные комедийные интонации и физические действия — вроде длинной серии ударов ногой по заду, которые один персонаж наносит другому. Декорация проста, функциональна и остроумна: квадратная поворотная площадка, в центре которой стена с дверным проемом. Актеры активно лазают по стене, качаются на дверном проеме, как на турнике, бегают или боксируют, произнося скороговоркой текст, многие реалии которого для сегодняшнего зрителя, вероятно, и впрямь — как из жизни инопланетян.
Вот, например, как рассказывает о себе Тамара: «За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. <...> Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь». Подчеркивая временную дистанцию между героями «Пяти вечеров» и публикой, режисер, похоже, ставит спектакль про изломанных системой людей, смешных и трогательных в своей нелепости. Во всяком случае, именно это играет Полина Агуреева. Ее угловатая Тамара, облаченная в глухую, до пят, ночную рубашку, не выходит из зажима даже в минуты счастья; значительную часть времени она говорит с интонацией, в которой причудливо сплавлены бодрость выступающей на трибуне общественницы с напевностью исполнительницы народных песен — тоже советского образца.
Но если герои этой истории должны вызвать у зрителя скорее усмешку, чем сопереживание, — зачем было за нее браться? Вся эта стремительная буффонада имела бы смысл, если бы была уравновешена моментами откровенной, отчаянной лирики: тогда зажатые главные герои становились бы предельно естественными, пробиваясь к себе — настоящим. Но это (и то лишь отчасти) получается только у Игоря Гордина, актера московского ТЮЗа, в последние сезоны вышедшего в ряды театральных звезд. Когда его Ильин валяется на сцене и ведет нетрезвые разговоры с девушкой Катей (этого активно участвующего в воссоединении главных героев персонажа талантливо играет студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких), из спектакля наконец-то улетучивается ироническая отстраненность. И становится понятно, что с 1959 года ничего, в сущности, не изменилось: мужчинам по-прежнему важно, чтобы их не сочли неудачниками, прошлое никогда никуда не уходит, и вся жизнь может перевернуться за пять вечеров.
Другие статьи- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь Володина, Борис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Пять вечеров, Алексей Киселев , «Maptype.com», 01.2012
- Пять вечеров, Елена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечер, Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Три на четыре, Оксана Кушляева, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- Лав-стори на пять вечеров, Елена Стрельникова, «Комсомольская правда», 28.04.2011
- Космос сцены, Ксения Ларина, «The New Times», 18.04.2011
- Пять вечеров, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 14.04.2011
- Пять вечеров, Наталья Витвицкая, «VashDosug.ru», 12.04.2011
- Быт не заел, Роман Должанский, «Коммерсант», 8.04.2011
- Выйти замуж за принцип, Ирина Алпатова, «Культура», 7.04.2011
- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону», Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режима, Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимации, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Танец в хрущёвке, Антон Хитров, «Около. Арт-Журнал», 29.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр», Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
|