In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Александра Машукова
«Ведомости», 1.04.2011

Такие же, как не мы

Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» с участием Полины Агуреевой и Игоря Гордина стал историей про людей из далекой эпох

В программке постановки Виктора Рыжакова под названием значится: «Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году». Ремарка неслучайна: она указывает на то, что, по мнению создателей спектакля, этот хрестоматийный текст — достояние стародавних советских времен, и многое в нем современному зрителю может показаться странным. А значит, к истории, рассказывающей о том, как после семнадцати лет отсутствия Александр Ильин, работающий шофером на Севере, вернулся в Ленинград к своей любимой женщине Тамаре, необходимо найти какой-то особый подход.

В результате пьесу Володина играют вовсе не в привычном для нее ключе психологического реализма, а стремительно и гротескно — так, как могли бы, вероятно, исполнить фарс Мольера. Нет, конечно, тут нет гумозных носов и накладных животов, зато есть утрированные комедийные интонации и физические действия — вроде длинной серии ударов ногой по заду, которые один персонаж наносит другому. Декорация проста, функциональна и остроумна: квадратная поворотная площадка, в центре которой стена с дверным проемом. Актеры активно лазают по стене, качаются на дверном проеме, как на турнике, бегают или боксируют, произнося скороговоркой текст, многие реалии которого для сегодняшнего зрителя, вероятно, и впрямь — как из жизни инопланетян.

Вот, например, как рассказывает о себе Тамара: «За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. <...> Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь».
Подчеркивая временную дистанцию между героями «Пяти вечеров» и публикой, режисер, похоже, ставит спектакль про изломанных системой людей, смешных и трогательных в своей нелепости. Во всяком случае, именно это играет Полина Агуреева. Ее угловатая Тамара, облаченная в глухую, до пят, ночную рубашку, не выходит из зажима даже в минуты счастья; значительную часть времени она говорит с интонацией, в которой причудливо сплавлены бодрость выступающей на трибуне общественницы с напевностью исполнительницы народных песен — тоже советского образца.

Но если герои этой истории должны вызвать у зрителя скорее усмешку, чем сопереживание, — зачем было за нее браться? Вся эта стремительная буффонада имела бы смысл, если бы была уравновешена моментами откровенной, отчаянной лирики: тогда зажатые главные герои становились бы предельно естественными, пробиваясь к себе — настоящим. Но это (и то лишь отчасти) получается только у Игоря Гордина, актера московского ТЮЗа, в последние сезоны вышедшего в ряды театральных звезд. Когда его Ильин валяется на сцене и ведет нетрезвые разговоры с девушкой Катей (этого активно участвующего в воссоединении главных героев персонажа талантливо играет студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких), из спектакля наконец-то улетучивается ироническая отстраненность. И становится понятно, что с 1959 года ничего, в сущности, не изменилось: мужчинам по-прежнему важно, чтобы их не сочли неудачниками, прошлое никогда никуда не уходит, и вся жизнь может перевернуться за пять вечеров.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100