In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Яна Жиляева
«Эксперт», 4.04.2011

Соло на красном треугольнике

В том, чтобы сейчас поставить пьесу Александра Володина, нет ничего сенсационного. У володинских пьес счастливая судьба, они всегда ко двору, их играют при всех режимах. Необычность нынешней постановки в том, кем и где она осуществлена. «Пять вечеров» выпускаются в малом зале «Мастерской Петра Фоменко» но без какого бы то ни было его участия. Режиссером выступил Виктор Рыжаков, известный своими работами в «новой драме».

Если у фоменок, как известно, все «во имя человека и для блага человека», мастерство тонкого психологизма, процветает идеология радостей Ренессанса, то в «новой драме» торжествует маргинальный реализм. Для соединения фоменковского «рая» с новодрамовским «адом» была выбрана нейтральная территория — общее советское прошлое. А именно лучшее из советского театрального наследия — «Пять вечеров».

Героиней события стала Полина Агуреева. Она снова на сцене у фоменок, правда, с чужим режиссером и в довольно пестрой компании, и благодаря ей совпали векторы фоменок и «новой драмы». В роли Ильина Игорь Гордин, звезда МТЮЗа и участник всех событийных театральных проектов последних лет. Зоя — актриса Малого театра Евгения Дмитриева, Катя — студентка школы-студии МХАТ Яна Гладких, Славик — фоменковский стажер Артем Цуканов. За хореографию взялся модный постановщик Олег Глушков.

Не утратившая внешней хрупкости и ломкости, Агуреева, кажется, с легким сердцем распрощалась с девичьими ролями. Теперь она играет женщин — зрелых женщин. Уже в первые пять минут пьесы ее героиня, Тома, заявлена как звезда. Так для Агуреевой ставит спектакль Рыжаков.

Сюжет прост и известен с античных времен: мужчина, внезапно пропавший на долгие годы, возвращается к оставленной в юности возлюбленной. И режиссер видит в володинской пьесе повод порассуждать о тщеславии — о мужском и о женском.

Не столько внешние обстоятельства, сколько саморефлексия задержала на много лет возвращение советского Одиссея. Он, по его собственному ощущению, не состоялся. Хотел стать химиком, а стал шофером. Метил в главные инженеры, а попал на автобазу. Но все-таки нашел в себе силы прийти к любимой. Игорь Гордин играет сухо, жестко. Почему-то не расставаясь со шляпой и пальто. Видимо, этот Одиссей не очень уверен, что прибыл точно по назначению. И совсем не уверен, что его и вправду ждут.

Пенелопа-Тома пребывает в безвременном пространстве. Предпочла законсервироваться в ответ на несправедливости судьбы. Она все так же, как и в юности, работает на «Красном треугольнике», но говорит уже по-птичьи: «живу полной жизнью», «общественная нагрузка» и т. п. Агуреева играет гротеск. Ее Тома — чокнутая тетенька, не от мира сего. Инопланетянка с партбилетом.

К сожалению, актерского ансамбля, дуэта, здесь не получается. Агуреева и Гордин существуют будто в параллельных мирах. Вопреки сценографии, устроенной так, что герои сосуществуют на одном крошечном прямоугольнике сцены, диалога не происходит. Реплики артистов транслируются у каждого на своей собственной частоте. И перед сумасшествием героини Агуреевой герой Гордина попросту теряется — не Одиссей, а будто статист, подающий реплики звезде.

Тем временем сюжетная линия пьесы упрямо ведет к хеппи-энду. За несколько минут до финала Тома по необъяснимым причинам вдруг очеловечивается, более того, временно отказывается от амнезии и неадеквата, и «независимый», мятущийся герой тут же устремляется к ней на всех парусах. Когда-то ключевая фраза для советских людей «ой, только бы не было войны» в финале звучит вполне оправданным бредом. И похоже, что принять столь слабого мужчину сегодня способна только умалишенная женщина. Так и случается ожидаемый финал: у каждой Пенелопы, несмотря ни на что, есть шанс дождаться своего Одиссея.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100