|
Денис Сергеев «Эксперт», 16.10.2000 Такая любовьРезонно было предполагать, что спектакль «Семейное счастье», поставленный по роману Льва Толстого в Мастерской Петра Фоменко, отчасти компенсирует нехватку живого чувства и серьезных переживаний, столь свойственную московским подмосткам. Но этого не произошло. Играющие главных героев Ксения Кутепова и Сергей Тарамаев ведут себя так, будто у автора нет ни слова о дорогих Толстому семейных идеалах и о любви, о которых и написан роман. Взамен театра серьезных переживаний публике предлагается привычная игра в театральность. Героиня порхает по сцене в балетных тапочках, объяснения влюбленных происходят при помощи смешных тряпичных кукол, а когда Кутепова рассказывает о том, как наблюдала за работающими крестьянами, произнося с таким наслаждением что-то вроде «они трудятся, а мне та-ак хорошо!» — никому и в голову не придет впадать, подобно Толстому, в осуждение дворянской праздности. Равно как и видеть в персонаже Тарамаева эдакого «благородного», занятого сплошь заботой об усадьбе деятеля. Люди просто радуются жизни. И это у них получается увлекательно. Понятно: Фоменко всячески старается понизить толстовский морализаторский градус, преподнося серьезную проблематику в легкомысленной форме. Подобный ход он использовал в «Воскрешении, или Чуде святого Антония», показанном Театром им. Вахтангова в прошлом сезоне. Там высоконравственные идеи тоже декларировались в откровенно развлекательной форме («представление с музыкой и пением»). Но в «Воскрешении» эта форма не мешала восхищаться духовным подвигом святого, сыгранным сильно и убедительно. А в «Семейном счастье» предфинальное раскаяние героини (в чрезмерном увлечении пустой светской жизнью) и обвинения супруга никак не увязываются с десятками милых сценических придумок (вроде сцены с куклами) и едва ли могут восприниматься всерьез. Постановка почти лишена демонстрации настоящих, сильных эмоций: разочарования, раскаяния, щемящей тоски. А главное — любви, отсутствие которой не способна возместить даже любимая всеми игра «фоменок».
Другие статьи- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семья, Светлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежно, Вера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоих, Алексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше Толстого, Майа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлось, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Чаепитие у Петра Фоменко, Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Семейное счастие, Дина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки», Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
|