In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Олег Зинцов
«Ведомости», 16.10.2000

Домик в деревне

В театре «Мастерская П. Фоменко» сыграли новый спектакль — «Семейное счастье» по раннему и не слишком известному сочинению графа Толстого. Эту камерную постановку можно рассматривать как эскиз к главной премьере «Мастерской» в начавшемся сезоне — «Войне и миру», которую театр планирует показать в январе. С другой стороны, спектакль отчасти перекликается и с выпущенной летом «Одной абсолютно счастливой деревней» по повести Бориса Вахтина.
Вряд ли Петр Фоменко случайно поставил подряд два спектакля, в названии которых есть слово «счастье». Причем — в обеих постановках — нимало не иронизируя над этой странной материей. В перенаселенной, сделанной этюдным методом «Деревне» гармония была данностью, неким главным свойством миропорядка; разрушить ее не могла даже война. В новом спектакле счастье переводится в категорию возможного и неосуществленного, но опять же не отменяется вовсе.
В персонажах «Семейного счастья», несколько одномерных, угадываются, конечно, будущие герои главных романов Толстого. В Сергее Михайловиче — умном, деликатном и рассудительном господине, в 36 лет женившемся на дочери своего покойного друга, — можно узнать Константина Левина, самого добродетельного и скучного персонажа «Анны Карениной». В его жене Маше — юной, порывистой и жадной до светских соблазнов — разглядеть, пожалуй, черты Наташи Ростовой.
История их отношений проста: первое действие — воспитание чувств, свадьба, счастливый месяц в деревне, надежды и тревоги; второе — переезд в Петербург, балы, первые ссоры; затем заграница (он в Гейдельберге, она в Баден-Бадене), флирт, запоздалое раскаяние, возвращение домой, отчуждение; чувство долга вместо любви и вновь патриархальный уклад — «Маша, Катерина Карловна, давайте пить чай», — но уже без прежней идиллии. 
Режиссера, однако, занимают не столько моральные выводы из этой семейной драмы — слишком очевидные и не слишком интересные, сколько возможность превратить ее в сценическую игру, в которой только и можно услышать тот самый заявленный в заглавии мотив: в удивленных интонациях Маши — Ксении Кутеповой, в легком и нежном рисунке роли, в пробежках по сцене, заставляющих вдруг вспомнить романтических героинь старого советского кино, — во всем этом есть разом отменяющая тягостные толстовские нравоучения уверенность: все будет хорошо. Даже если по сюжету должно быть иначе.
Что до театрального смысла всей этой истории, то «Мастерская П. Фоменко», самая молодая из популярных столичных трупп, давно уже стала для московской сцены практически единственным реальным напоминанием о мхатовской традиции, и нынешняя премьера, при всей ее камерности — как раз из тех спектаклей, на которых не без удивления обнаруживаешь, что связь театральных времен по-прежнему существует.
Во всяком случае, пленительная игра Ксении Кутеповой и дивная старомодная дикция ее партнера Сергея Тарамаева заставляют поверить в то, что как бы там ни было у Толстого со счастьем семейным, но театральное временами все же случается: да вот послушайте хотя бы, как смешно произносит Тарамаев «девочка-фиялка» — ведь этакая глупость, а, право слово, хорошо.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100