|
Анна Гудкова «Труд», 9.08.2000 Чаепитие у Петра ФоменкоПосле постановки «Одной счастливой деревни» знаменитый режиссер продолжил свои театральные исследования в области человеческого счастья, выбрав для этого раннюю повесть Льва Толстого «Семейное счастье». Но в процессе работы выяснилось, что у него кардинально иные взгляды на женское легкомыслие и непостоянство, чем у великого русского моралиста.
Перед Фоменко стояла отнюдь не легкая задача: не просто рассказать о судьбе молодой женщины, прошедшей через искушения и греховные соблазны и в конце концов вернувшейся к мужу и детям, а все-таки попытаться разобраться, отчего это происходит. Действительно, почему два вначале влюбленных человека со временем становятся чужими и вынуждены терпеть друг друга, оставаясь под одной крышей? В отличие от автора режиссер не торопится осуждать «неправильную» жену положительного во всем Сергея Михайловича. Более того, именно ее он ставит на первое место в спектакле, предлагая зрителям понять природу ошибок женщины, запутавшейся не только в своих чувствах, но и в самой жизни. Центральным персонажем спектакля «Мастерской Петра Фоменко» становится Маша в исполнении Ксении Кутеповой, долгое время находившейся в тени своей знаменитой сестры Полины. В течение спектакля от нее глаз невозможно оторвать, настолько актриса правдоподобно и тонко рисует характер своей противоречивой героини. Вот перед нами предстает избалованная девушка-подросток, без дела слоняющаяся по дому и пока еще не бросившая своих кукол. А вот мы видим резко повзрослевшую барышню, напуганную новыми чувствами и бурными ощущениями. Далее действие окрашивается во все более драматические тона. Уже не просто Маша, а роскошная красавица кокетничает с великосветскими кавалерами. Ей жутко и весело, а сердце замирает оттого, что она может броситься в пропасть соблазна с незнакомым мужчиной, и тогда все полетит кувырком. Когда же разум берет верх и взрослая женщина понимает, что мгновенная вспышка могла погубить ее душу, семью, то она обнаруживает рядом с собой непреклонного в своих нравственных принципах мужа, никому ничего не прощающего? Сергей Тарамаев играет правильного и умного человека, но настолько жесткого, что это граничит с душевной черствостью. Сергей Михайлович любит свою жену и все-таки никак не может понять ее «завихрений». Большую часть спектакля он проводит, стоя за конторкой, занимаясь ужасно важными и серьезными делами, и его совсем не волнует, что в это время Маша делает, о чем думает. Тщательность и безошибочность в проработке всех деталей спектакля — главные качества постановщика Фоменко. В «Семейном счастии» нет ни одной приблизительной, служебной сцены, все выверено и продумано до мелочей. Например, прекрасно сделана одна из первых встреч Маши и ее серьезного жениха, когда они, уютно расположившись на полу, строят из цветочных горшков что-то наподобие будущего сада, в котором обязательно будут пить чай. Кстати, чаепитие рефреном проходит через весь спектакль. Это своего рода ритуал, которому в этом доме придают особое значение. По внешним параметрам он всегда одинаков: стол с белой скатертью, начищенный самовар, блюдечки, чашечки, сушки, варенье. А вот персонажи чувствуют и ведут себя по-разному. В результате получается примерно так, как сказано у Чехова: «Люди пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Другие статьи- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семья, Светлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежно, Вера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоих, Алексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше Толстого, Майа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлось, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Чаепитие у Петра Фоменко, Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Семейное счастие, Дина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки», Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
|