|
Светлана Хохрякова «Культура», 12.10.2000 Одна абсолютно счастливая семьяПремьера в «Мастерской Петра Фоменко»В «Мастерской Петра Фоменко» одна премьера следует за другой. Ставит сам мастер. Новые стены театра будто бы способствуют приливу сил. Всякий раз только дивлюсь тому, как Петр Наумович, прожив в искусстве столько лет и имея ту репутацию, какую он имеет, не перестает по-детски волноваться перед премьерой. Уговаривает своих же актеров, не занятых в спектакле, на нее не приходить, потому что все еще сыро. А потом бесконечно что-то доделывает, меняет, сомневается. Когда-то Н. Михалков в перерыве между глобальными проектами решил сделать «Пять вечеров», проходную картину в наикратчайшие сроки. А случился едва ли не шедевр. Петр Фоменко в преддверии глобальной работы — «Война и мир» — решил сотворить промежуточный спектакль, «пустяк». «Пустяк» обернулся Львом Толстым, его дивной повестью «Семейное счастие». Читаешь, а теперь и смотришь эту историю на сцене, и думаешь, как мог этот беспощадный по отношению к собственной жене человек так тонко чувствовать природу женской души. Вспомнились кадры давней кинохроники, в которых Софья Андреевна, словно раненая птица, мечется во дворе дома, где лежит смертельно больной муж. Толстой запретил впускать ее во внутрь, к своей постели. Как сыграть написанное Толстым, эту вязь событий, где и действия-то никакого нет, так — воздух: взгляды, касания, улыбки, разговоры ни о чем, существенные только для двоих. Фоменко второй раз подряд выбирает тему — мужчины и женщины, как и в предыдущей своей работе «Одна абсолютно счастливая деревня». И, оказывается, вечная тема не закрыта, не отработана до конца. Есть о чем говорить еще и еще. В работу берет одну лишь Ксению Кутепову из старого и основного своего актерского состава. Плюс Сергей Тарамаев в роли мужа героини Сергея Михайловича и в небольших ролях — Людмила Аринина, нянька и гувернантка Катя, и молодые актеры Илья Любимов и Андрей Щенников, повесы-иностранцы, кстати, очень смешные, типично фоменковские персонажи. Слава Богу, Ксения Кутепова дождалась роли, которой давно уж была достойна: появилась сама собой, а не какой-нибудь старухой, и не на подхвате, не второй, но примой. Быть может, впервые ее героиня столь проста и абсолютно лишена манерности, которую Петр Фоменко будто бы (вольно или невольно) культивирует в своих актрисах. Ее героиня — Марья Александровна, Маша, 17, а потом и 20 с небольшим лет. Невинное дитя, от лица которого и ведет Толстой свое повествование. Жизнь этого тоненького, скромного существа проходит в уединении, в деревенской глуши, размеренно и предсказуемо. А тут случается Сергей Михайлович, сосед и друг покойного отца, почти старик. Ему ведь 36, и он отжил свое. Конечно, не герой ее романа, но выбор невелик, и в нем — единственная возможность хоть как-то изменить жизнь. У актрисы легкое дыхание. Она словно эльф — бестелесна, подобна балерине и совершает легчайшие пробежки по сцене. Но в первой части слишком уж затянулся вечный бал Наташи Ростовой. Многовато травестийности и наива. Куда интереснее иные состояния. Когда героиня обращается в зал — по прошествии прожитых семейных лет, уже кое-что узнав о жизни. Драматизм актрисы легок и необременителен. Ксении Кутеповой идет быть смешной. Во втором акте, на водах, куда ее героиня выезжает с мужем, оказавшись в окружении «развратных» иностранцев, она замечательно предается светским забавам, нестройно распевает с вышеназванными господами куплеты. А те перекидывают ее с рук на руки, как куклу, — нелепо и смешно. Быть может, это лучшие сцены спектакля. Маша проходит путь, который и поныне проходит всякая женщина, счастливая и не очень в семейной своей жизни: от девичьих грез до понимания того, что рядом всего лишь муж и только — близкий человек, вдруг ставший чужим и враждебным. Отчего-то Маша часто появляется в исподнем. Зачем? Что за наряд? Современная прическа, закрывающая лицо так, что не видно глаз. Но вот надела актриса косынку — и все на своих местах: перед нами лицо, на которое интересно смотреть. Сергей Тарамаев остается слегка в тени, давая возможность Ксении Кутеповой сыграть в своем роде моноспектакль, она тут главная. Трудно даже сказать, любили ли герои друг друга. Может, это и есть истинное чувство — такое неяркое, скромное, обыкновенное на фоне вечного женского желания быть любимой. И существует ли какое-то иное счастье? Счастье жить для другого? Зачем для другого, когда хочется и для себя? Эфемерная материя, извечные вопросы, на которые Фоменко и не пытается уверенно отвечать. Все зыбко, все именно так, как это случается со всеми нами в реальной жизни.
Другие статьи- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Уроки музыки, Анатолий Смелянский, «Московские новости», 12.01.2001
- Театр семьи, Олег Дуленин, «Планета Красота, № 1-2», 01.2001
- «Гармония мира не знает границ?», Марина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 24», 2001
- Игра со счастьем, «Алфавит», 14.12.2000
- «Семейное счастье» в «Мастерской Петра Фоменко», Екатерина Васенина, «Афиша@MAIL. RU», 7.12.2000
- Медленное чтение счастия, Олег Дуленин, «Литературная газета», 1.11.2000
- Ощущение радости бытия, Ольга Егошина, «Экран и сцена, № 43 (563)», 11.2000
- Завязали Маше узелок на счастье, Надежда Ефремова, «Экран и сцена № 43 (563)», 11.2000
- Шорохи, Елена Ковальская, «Афиша», 30.10.2000
- Вспомни дикий восторг, Мария Седых, «Общая газета», 19.10.2000
- Домик в деревне, Олег Зинцов, «Ведомости», 16.10.2000
- Такая любовь, Денис Сергеев, «Эксперт», 16.10.2000
- Толстой у Фоменко: Кутепова и Тарамаев сыграли то счастье, которого нет, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 14.10.2000
- Соната для отличных инструментов, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 13.10.2000
- Дети в интернате, жизнь в Интернете, Инна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Одна абсолютно счастливая семья, Светлана Хохрякова, «Культура», 12.10.2000
- О любви пронзительно и безнадежно, Вера Максимова, «Независимая газета», 12.10.2000
- Спектакль для двоих, Алексей Филиппов, «Известия», 11.10.2000
- Лучше Толстого, Майа Одина, «Сегодня», 10.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
, Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом Толстым, Роман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Счастье выдохлось, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 9.10.2000
- Чаепитие у Петра Фоменко, Анна Гудкова, «Труд», 9.08.2000
- Семейное счастие, Дина Годер, «Итоги», 10.2000
- «В образе бабочки или девушки», Инна Соловьева (Базилевская), «Театр», 2000
|