|
Татьяна Филиппова «РБК-Daily», 17.09.2012 Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»
В театре «Мастерская Петра Фоменко» сыграли набоковский «Дар» в постановке Евгения Каменьковича — первую премьеру нового сезона и последний спектакль, поставленный при жизни создателя театра Петра Наумовича Фоменко.
Большинство театральных критиков уже вынесли свой вердикт этому спектаклю, открывшему двадцатый, юбилейный, сезон «Мастерской». В каждой второй рецензии звучит слово «неудача». И это понятно: мы все так много ждем от преемника Петра Наумовича Фоменко, что оправдать эти ожидания вряд ли кому-нибудь под силу.
Евгений Каменькович, мастер переносить на сцену такой материал, который, по общему мнению, вообще не поддается постановке (в «Мастерской» до сих пор идет «Улисс» Джеймса Джойса и «Самое важное» по Михаилу Шишкину, а в «Современнике» — «Горбунов и Горчаков» Иосифа Бродского), вновь использовал свой фирменный прием: «Дар» Владимира Набокова целиком еще никто не ставил.
В спектакле «Мастерской» он, правда, тоже не весь: не хватает 4-й главы, в которую Набоков заключил ироническую биографию автора «Что делать» Николая Гавриловича Чернышевского. В первых изданиях «Дара» эта глава тоже отсутствовала: либеральным книгоиздателям она казалась кощунственной. Каменькович пропустил ее, конечно же, по другой причине: трудно себе представить, как выглядела бы вставная новелла в спектакле, и без того переполненном персонажами.
Вот Федор Годунов-Чердынцев, начинающий писатель, в начале 20-х годов оказавшийся, как и многие его соотечественники, в эмиграции в Берлине. Вот его берлинские собеседники — писатели, поэты, редакторы, издатели… а еще множество «туземцев», как называли эмигранты из России берлинцев и парижан: евангелические сестры, полицейские, кондукторы, служители в сумасшедшем доме и квартирная хозяйка Чердынцева — фрау Стобой, оборачивающаяся то немолодой тапершей, то кем-то еще. Грохочущий по рельсам берлинский трамвай увозит очередную партию «туземцев», и сцену заполняют воспоминания о родительском доме, детстве, разговорах с матерью, отцом и сестрой Таней… Соединяет все эти обрывки яви, снов и воспоминаний выдуманный режиссером персонаж, обозначенный в программке как Критик, — небольшого роста человечек в мешковатых брюках, с приклеенным носом и чаплин?ской походкой, в котором только по голосу можно узнать Полину Кутепову. На самом деле ее длинноносый герой не столько критик, сколько рассказчик: примерно так, наверное, мог бы выглядеть пушкинский Иван Петрович Белкин.
Критические стрелы метят как раз в наиболее узнаваемые, привычные для спектаклей «Мастерской» приемы: рельсы и стрелки, обозначающие неприкаянность эмигранта, песни под гитару и кружевные платья — все это действительно уже где-то было. В этом самоцитировании можно увидеть отсутствие фантазии, а можно — стремление отдать дань памяти создателю «Мастерской». И подтверждение того, что всем и так понятно, — прежним этот театр уже не будет.
Другие статьи- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев», Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко», Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
, Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан, Ольга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителям, Рита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головой, Вячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохе, Валерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по Мопассану, Елена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
|