In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Филиппова
«РБК-Daily», 17.09.2012

Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»



В театре «Мастерская Петра Фоменко» сыграли набоковский «Дар» в постановке Евгения Каменьковича — первую премьеру нового сезона и последний спектакль, поставленный при жизни создателя театра Петра Наумовича Фоменко.

Большинство театральных критиков уже вынесли свой вердикт этому спектаклю, открывшему двадцатый, юбилейный, сезон «Мастерской». В каждой второй рецензии звучит слово «неудача». И это понятно: мы все так много ждем от преемника Петра Наумовича Фоменко, что оправдать эти ожидания вряд ли кому-нибудь под силу.

Евгений Каменькович, мастер переносить на сцену такой материал, который, по общему мнению, вообще не поддается постановке (в «Мастерской» до сих пор идет «Улисс» Джеймса Джойса и «Самое важное» по Михаилу Шишкину, а в «Современнике» — «Горбунов и Горчаков» Иосифа Бродского), вновь использовал свой фирменный прием: «Дар» Владимира Набокова целиком еще никто не ставил. 

В спектакле «Мастерской» он, правда, тоже не весь: не хватает 4-й главы, в которую Набоков заключил ироническую биографию автора «Что делать» Николая Гавриловича Чернышевского. В первых изданиях «Дара» эта глава тоже отсутствовала: либеральным книгоиздателям она казалась кощунственной. Каменькович пропустил ее, конечно же, по другой причине: трудно себе представить, как выглядела бы вставная новелла в спектакле, и без того переполненном персонажами.

Вот Федор Годунов-Чердынцев, начинающий писатель, в начале 20-х годов оказавшийся, как и многие его соотечественники, в эмиграции в Берлине. Вот его берлинские собеседники — писатели, поэты, редакторы, издатели… а еще множество «туземцев», как называли эмигранты из России берлинцев и парижан: евангелические сестры, полицейские, кондукторы, служители в сумасшедшем доме и квартирная хозяйка Чердынцева — фрау Стобой, оборачивающаяся то немолодой тапершей, то кем-то еще. Грохочущий по рельсам берлинский трамвай увозит очередную партию «туземцев», и сцену заполняют воспоминания о родительском доме, детстве, разговорах с матерью, отцом и сестрой Таней… Соединяет все эти обрывки яви, снов и воспоминаний выдуманный режиссером персонаж, обозначенный в программке как Критик, — небольшого роста человечек в мешковатых брюках, с приклеенным носом и чаплин?ской походкой, в котором только по голосу можно узнать Полину Кутепову. На самом деле ее длинноносый герой не столько критик, сколько рассказчик: примерно так, наверное, мог бы выглядеть пушкинский Иван Петрович Белкин. 

Критические стрелы метят как раз в наиболее узнаваемые, привычные для спектаклей «Мастерской» приемы: рельсы и стрелки, обозначающие неприкаянность эмигранта, песни под гитару и кружевные платья — все это действительно уже где-то было. В этом самоцитировании можно увидеть отсутствие фантазии, а можно — стремление отдать дань памяти создателю «Мастерской». И подтверждение того, что всем и так понятно, — прежним этот театр уже не будет.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100