In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Филиппова
«РБК-Daily», 17.09.2012

Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»



В театре «Мастерская Петра Фоменко» сыграли набоковский «Дар» в постановке Евгения Каменьковича — первую премьеру нового сезона и последний спектакль, поставленный при жизни создателя театра Петра Наумовича Фоменко.

Большинство театральных критиков уже вынесли свой вердикт этому спектаклю, открывшему двадцатый, юбилейный, сезон «Мастерской». В каждой второй рецензии звучит слово «неудача». И это понятно: мы все так много ждем от преемника Петра Наумовича Фоменко, что оправдать эти ожидания вряд ли кому-нибудь под силу.

Евгений Каменькович, мастер переносить на сцену такой материал, который, по общему мнению, вообще не поддается постановке (в «Мастерской» до сих пор идет «Улисс» Джеймса Джойса и «Самое важное» по Михаилу Шишкину, а в «Современнике» — «Горбунов и Горчаков» Иосифа Бродского), вновь использовал свой фирменный прием: «Дар» Владимира Набокова целиком еще никто не ставил. 

В спектакле «Мастерской» он, правда, тоже не весь: не хватает 4-й главы, в которую Набоков заключил ироническую биографию автора «Что делать» Николая Гавриловича Чернышевского. В первых изданиях «Дара» эта глава тоже отсутствовала: либеральным книгоиздателям она казалась кощунственной. Каменькович пропустил ее, конечно же, по другой причине: трудно себе представить, как выглядела бы вставная новелла в спектакле, и без того переполненном персонажами.

Вот Федор Годунов-Чердынцев, начинающий писатель, в начале 20-х годов оказавшийся, как и многие его соотечественники, в эмиграции в Берлине. Вот его берлинские собеседники — писатели, поэты, редакторы, издатели… а еще множество «туземцев», как называли эмигранты из России берлинцев и парижан: евангелические сестры, полицейские, кондукторы, служители в сумасшедшем доме и квартирная хозяйка Чердынцева — фрау Стобой, оборачивающаяся то немолодой тапершей, то кем-то еще. Грохочущий по рельсам берлинский трамвай увозит очередную партию «туземцев», и сцену заполняют воспоминания о родительском доме, детстве, разговорах с матерью, отцом и сестрой Таней… Соединяет все эти обрывки яви, снов и воспоминаний выдуманный режиссером персонаж, обозначенный в программке как Критик, — небольшого роста человечек в мешковатых брюках, с приклеенным носом и чаплин?ской походкой, в котором только по голосу можно узнать Полину Кутепову. На самом деле ее длинноносый герой не столько критик, сколько рассказчик: примерно так, наверное, мог бы выглядеть пушкинский Иван Петрович Белкин. 

Критические стрелы метят как раз в наиболее узнаваемые, привычные для спектаклей «Мастерской» приемы: рельсы и стрелки, обозначающие неприкаянность эмигранта, песни под гитару и кружевные платья — все это действительно уже где-то было. В этом самоцитировании можно увидеть отсутствие фантазии, а можно — стремление отдать дань памяти создателю «Мастерской». И подтверждение того, что всем и так понятно, — прежним этот театр уже не будет.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100