|
Валерия Вербинина «Москультура», 26.03.2023 «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохеВ Мастерской Петра Фоменко режиссер Юрий Титов поставил спектакль «Подарок» по рассказам Ги де МопассанаЕсли говорить о французских писателях, то сейчас, кажется, творчество Мопассана отошло в тень, потому что самым популярным в мире считается Марсель Пруст, а вторым идет Селин. По сравнению с ними Мопассан кажется всего лишь рассказчиком — если не принимать в расчет, что написать хороший рассказ на самом деле сложнее, чем написать хороший роман. А Мопассан был именно блестящий мастер короткой формы. Он обладал умением драматизировать любое, даже пустячное (точнее, кажущееся таковым) происшествие. И по этой причине его рассказы являются идеальным материалом для инсценировки. Вдобавок Юрий Титов не стал брать наиболее известные и, так сказать, хрестоматийные вещи, вроде «Пышки» или «Ожерелья»: он сделал выбор в пользу менее известных рассказов и извлек из них максимум.
Темой — в самом широком смысле — являются секс, деньги и любовь в belle époque, прекрасную эпоху, которая уложилась в несколько десятилетий между окончанием франко-прусской войны и началом первой мировой. Героини Мопассана носят турнюры и со знанием дела обсуждают все три темы. Прекрасные дамы фривольны без пошлости и умеют элегантно выражать любые оттенки мысли, — и так же элегантно, к примеру, избавляться от надоевшего мужа, развод с которым требует многоходовой комбинации.
При этом спектакль полон юмора — вплоть до последней новеллы «В пути», которая со своими русскими героями и своеобразной атмосферой более напоминает Чехова, чем Мопассана. Возможно, это самый чеховский рассказ из написанных Мопассаном — и, кстати, от мемуаристов мы знаем, что Чехов ставил Мопассана очень высоко и учился на примерах его рассказов. Чехов в этом смысле был не единственным — будущий английский классик Моэм, когда был бедным студентом, надолго задерживался в книжных магазинах, чтобы читать новые рассказы Мопассана, которые не мог позволить себе приобрести.
Актеры, как всегда в этом театре, практически безупречны: Серафима Огарёва (маркиза), Роза Шмуклер (баронесса), Михаил Крылов, Амбарцум Кабанян и Наталья Мартынова, исполняющие по несколько ролей, переходят из новеллы в новеллу свободно, изящно, легко. Не так часто встречаются спектакли, в которых ощущается и любовь к первоисточнику, и изящество, и легкость. «Подарок» в этом смысле — действительно подарок. И Мопассан, которого мы видим на сцене — настоящий Мопассан.
Источник: МосКультура
Другие статьи- Юрий Титов: «Дело отчаянных безумцев», Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 13.04.2023
- Подарок для искушённого зрителя от «Мастерской Петра Фоменко», Вера Куличенкова, «Musecube», 12.04.2023
- Отличный «Подарок», или Всё начинается с любви
, Ксения Позднякова, «из соцсетей», 9.04.2023
- «Подарок»: такая разная любовь в «Мастерской Фоменко», Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 7.04.2023
- В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан, Ольга Штраус, «Российская газета», 31.03.2023
- «Подарок» зрителям, Рита Долматова, «На западе Москвы», 28.03.2023
- Легкое движени головой, Вячеслав Шадронов, «из соцсетей», 26.03.2023
- «Подарок»: пять новелл о прекрасной эпохе, Валерия Вербинина, «Москультура», 26.03.2023
- В «Мастерской Фоменко» сыграют «комедию о любви» по Мопассану, Елена Алдашева, «Театр.», 23.03.2023
|