In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Штраус
«Российская газета», 31.03.2023

В Мастерской Петра Фоменко спектакль «Подарок» исследует «основной инстинкт», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан

Автор инсценировки и режиссер спектакля «Подарок» Юрий Титов выбрал для своей постановки пять рассказов Ги де Мопассана. Можно сказать, что все они — про любовь, но это будет не точно. Скорее, они исследуют поле вокруг того самого «основного инстинкта», тонким ценителем, певцом и знатоком которого был Мопассан.

Вот рассказ «Знак». Он вовсе не о любви — о самооценке женщины в ходе вечной «войны полов». Порядочная светская дама Баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) наблюдает с балкона, как одним взглядом из окна завлекает мужчин в свои сети поселившаяся напротив профессионалка. Ей становится интересно: а я бы так смогла? Она пытается. И у нее получается! Но как быть с мужем? Неожиданная развязка, циничная, но смешная, превращает сцену в настоящий анекдот.

Те зрители, что устали от осовременивания классики на сегодняшних подмостках, на этом спектакле получат удовольствие: костюмы художника Олеси Скарыны изобретательно возвращают нас в конец XIX века с его турнюрами, шелковыми пеньюарами, изобилием дамских украшений на шляпках, сумочках, белье… Помимо возвращения в эпоху, костюмы просто интересно разглядывать как отдельное произведение искусства. Впрочем, актеры чувствуют себя в этих нарядах вполне уверенно.

Вот сцена «Неосторожность». Угасающую в супружестве пылкую чувственность молодая дама (Серафима Огарева) пытается разжечь, увлекши мужа (Амбарцум Кабанян) в кабачок с отдельными кабинетами, где он, конечно, бывал, со своими прежними пассиями. Она принуждает его рассказывать о бывших любовницах и за ее пуританскими восклицаниями: «Как это гадко!», так и слышится «давай, давай еще подробностей!». Смесь вожделения и ревности, игра между женским лукавством и наивным простодушием мужчины, честно рапортующим, что проститутки ему нравились больше, чем порядочные, потому что он вообще не любит дилетантов, передана актерами с тончайшими нюансами. Именно эта психологическая игра на грани человеческого и животного в человеке, эти мерцающие, бликующие движения от чувств к инстинктам и обратно, что так забавляла, интриговала и интересовала самого Мопассана, передана в этом сюжете с наибольшей яркостью.

Вообще к достоинствам спектакля, придуманного и поставленного молодыми, надо отнести те мельчайшие «этюдные» движения мимики, жестов, поз, что наполняют действо смыслом и заставляют публику радостно смеяться. Вот баронесса, в смятении чувств рассказывающая подруге о своем падении, берет предложенный бокал, вроде бы автоматически отпивает из него, но, распробовав вкус, почти уже готова переключиться на гастрономическую тему. Вот завлеченный ею «клиент» уже с готовностью опирается на стол в гостиной, но услышав скрип, морщится и резко спрашивает: «Где у вас спальня?».

Самый анекдотичный из рассказов — «Избавилась» — постановщики вообще превратили в каскад танцевальных номеров. Соблазнительница-горничная (Александра Титова), Муж Рауль (Михаил Крылов) и Роза Шмуклер в роли все той же коварной баронессы выразительно играют с предметами и собственными телами: намеки так прозрачны, так явны, но при этом (вот удивительно-то для нынешних подмостков!) абсолютно лишены вульгарной непристойности. Несколько инородно выглядит в этой круговерти анекдотов лиричный рассказ «В пути», напоминающий, скорее, стиль позднего Чехова, а не раннего Мопассана. Очевидно, авторы хотели реабилитировать горячую чувственность последнего возвышенным чувством, которое, конечно, ему тоже было не чуждо. Только удавалось в описании хуже. Как впрочем, случилось это и с авторами постановки.

Источник: «Российская газета»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100