In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Вячеслав Шадронов
«из соцсетей», 26.03.2023

Легкое движени головой

«Подарок» Г. де Мопассана в «Мастерской Фоменко»

Про такой спектакль не скажешь «пробы и ошибки» – он сделан по рецепту безошибочному и давно апробированному в «Мастерской Фоменко»: для театра, последние годы заметно и мучительно порой метавшегося в поисках свежих творческих идей (ради чего звали режиссеров со стороны, что едва ли привело к успеху…), одновременно консервируясь в соку собственной ранее наработанной методики (тоже, если честно, выходило по большей части кисло…) нынешний «Подарок» – не бросок в неизведанное, но уж во всяком случае живой, по-молодежному обаятельный, забавный (я бы даже сказал – остроумный, веселый… смешной! – а меня развеселить трудно) и вместе с тем небессмысленный, не вполне пустяковый экзерсис. 

Юрий Титов инсценировал пять новелл Ги де Мопассана – вместе они потянули на полтора часа сценического времени – социально-критическую, обличительно-сатирическую подоплеку их нравоописательности игнорируя и сосредоточившись преимущественно на внешней, водевильно-анекдотической стороне фабулы. Вчерашние студийцы, уже все довольно известные театральные артисты, впрочем, фирменную, узнаваемую и слегка выходящую в тираж, по крайней мере нарочито «несовременную» фоменковскую пресловутую «легкость» здесь воспроизводят естественно, без натуги и пережима, но как будто вольно или невольно иронизируя над манерами некоторых «основоположников», а прежде всего «основоположниц».

Женские образы в «Подарке» вообще объяснимо ярче мужских, последние даже в комедийном амплуа довольно статичны (подчеркнуто сдержанный Амбарцум Кабанян или гротесковый Михаил Крылов), тогда как французские дамы, какими их изображают и воображают актрисы (Роза Шмуклер – с большей харАктерностью, Серафима Огарева на контрасте с ней – лиричнее, Александре Титовой достались типажи героинь чувственных и не обремененных комплексами) щебечут и порхают; неудивительно, что средняя, третья по счету в композиции новелла «Шпилька», история сугубо «мужская» (предмет любви, точнее, размышлений о любви, персонаж Натальи Мартыновой, лишь мелькнет на заднем плане), несколько выпадает из общей конструкции и выглядит скомканной после первых двух блестящих «Знака» и «Неосторожности», хотя лично я бы предпочел их местами переставить, тогда мотивы героини второй новеллы (жена просит мужа отвести ее в кабачок, где обычно мужчины ужинают с любовницами и проститутками) логичнее, на мой взгляд, из первой (анекдот, где дама света преуспевает в подражании женщинам легкого поведения. ..) вытекали бы…

Так или иначе телесное, плотское начало, для Мопассана сопряженное в известном смысле с общественными явлениями не самыми возвышенными и скепсисом по отношению к социально-политическому устройству, в спектакле Титова высвобождается из рамок «морали» и «имморализма» равно, берет свое, как если б автор жил не в буржуазном 19-м веке и даже не в куртуазном 18-м (в недавних «Опасных связях» на той же площадке Старой сцены театра, кстати, дела с «куртуазностью» совсем не задались…), а прям-таки в эпоху Ренессанса и был современником Рабле, а не Флобера и Золя.

Легкомысленный настрой, по инерции нарастающий, малость споткнувшись на третьей, до четвертой, уже откровенно фарсовой новеллы «Избавилась» (тут предприимчивая героиня Розы Шмуклер нанимает «сообразительную» и соблазнительную горничную, которую чудесно играет Александра Титова, чтоб спровоцировав тюфяка-мужа, персонажа Михаила Крылова, на супружескую измену в их же спальне, получить желанный развод) меняется к заключительной, пятой новелле «В пути».

Недавно я вспоминал про Мопассана в связи, как ни странно, с Достоевским и инсценировкой (Елены Невежиной, ученицы Петра Фоменко, между прочим) его «Зимних заметок о летних впечатлениях», отмечая, помимо остального, чрезмерно саркастичные выпады православного литератора в адрес французской специфики семейных взаимоотношений, где муж непременно, грубо говоря, «терпила», а жена, мягко выражаясь, «ветреница» либо «интриганка». Сейчас, пока смотрел «Подарок», наблюдая, как в спектакле Юрия Титова не скованное ни морализаторством, ни сатирой «ренессансное» восприятие «плоти» сочетается с элементами в оформлении (художник-постановщик Мартын Степанов, костюмы Олеси Скарына), косвенно увязывающими происходящие события частной жизни не с последними десятилетиями 19-го века, когда творил Мопассан, но скорее с первыми двадцатого (наряду с афишами Тулуз-Лотрека – модерновые формы предметов мебели и имитации витражей, мотивчики из опер Пуччини, что напевают вдобавок к оригинальным, специально для спектакля написанным музыкальным фрагментам Николая Орловского, те или иные персонажи… не говоря уже про ритмы танго и румбы, под которые они танцуют! а ресторанная «люстра» во второй новелле и вовсе образчик ар-деко!!), полагая, что стилевые анахронизмы случайны, впечатления от постановки испортить не могут, но и содержательно ее обогатить вряд ли способны.

Однако «В пути» — завязавшаяся в поезде история про смертельно больную русскую аристократку, графиню Марию Баранову (вот в этой роли Наталья Мартынова уже выйдет на первый план), которую муж одну в сопровождении лакея отправил лечиться, ну то есть фактически умирать в курортную Ментону, и, судя по всему, пусть детали биографии героя и покрыты мраком, беглого политзаключенного-революционера, а учитывая год написания рассказа, 1883, может быть и соучастника недавнего цареубийства (Незнакомца играет Амбарцум Кабанян) – отнюдь не располагает к игривому юмору, все поглощает сентиментальность, которой только реалистическая эстетика Мопассана не позволяет дорасти до настоящего поэтического трагизма; еще важнее, что нет в ней и плотской чувственности; представленная в финале спектакля романтическая лав-стори мало того, что бестелесна, но к тому ж еще и бессловесна (графиня помогает незнакомцу пересечь границу империи при обещании, что он с ней не заговорит, и до ее смерти тот постарается изо всех сил держать клятву) – в противоположность анекдотической многословной суете предыдущих. 

Столь резкое переключение эмоционального регистра при всей как бы неожиданности, на самом деле, предсказуемо, но композиции спектакля в целом не вредит, наоборот, придает ей завершенность. А помимо Достоевского в связи с железнодорожно-вагонным антуражем на память и Бунин приходит – десять лет назад Юрий Титов тоже на Старой сцене поставил (название до сих пор остается в репертуаре театра) «Последние свидания» по «Темным аллеям», которые мне тогда показалось хоть и не целиком провальными, но не слишком интересными, сейчас в финале своего «Подарка» он, уже и на новом уровне мастерства, и жизненном этапе (старше на десять лет ведь стал) словно возвращается через иной материал к прежним мыслям; Мопассан парадоксально оказывается чуть ли не предтечей Бунина.

Источник: из соцсетей


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100