|
Лилия Акимова «Musecube.org», 21.12.2019 Довели до абсурда13 декабря на малой сцене мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Счастливые дни» по одноименной пьесе Сэмюэля Бэккета. Эта абсурдистская драма 1960 года не утратила своей актуальности и по нынешний день. Постановка Веры Камышниковой приобрела лишь несколько осовремененных и ярких деталей.
Первое, что привлекает внимание – это минимализм в декорациях. На мизансцене – груда запыленных картонных коробок. Гаснет свет, и действие начинается с пронзительного звонка, который будит главную героиню – женщину лет пятидесяти по имени Винни (Ксения Кутепова). Рассеянно оглядываясь и чихая от поднявшейся пыли, она начинает свой день с привычных рутинных действий. Винни обездвижена, и посреди коробок видна зрителям только по пояс (это ремарка самого Бэккета, в его пьесе она увязла в земле).
Из каждодневных радостей главной героини – общение с молчаливым мужем Вилли (Иван Верховых), который редко отвечает супруге и еще реже предстает перед зрителями. Иногда он читает новости вслух или напевает мелодии, но в основном спит.
Еще Винни очень любит свою большую сумку, из которой подчас достает самые неожиданные предметы. Например, «Браунинг» или пояс для чулок. Несмотря на свою обездвиженность и однообразное течение времени, Винни не унывает. Каждое утро она встречает с улыбкой, благодарственной молитвой и неизменным возгласом: «Какой сегодня счастливый день!» В течение спектакля она то цитирует классиков, то заразительно рассмеется, то горько расплачется, делясь с мужем и зрителем своими мечтами и воспоминаниями. Но при этом отчаянно боится однажды сойти с ума или не услышать Вилли. Так и проходит ее жизнь, от звонка к пробуждению до вечернего звонка ко сну.
Следует отметить изумительную игру Ксении Кутеповой. Практически все время на сцене она проводит в одиночестве, мастерски удерживая динамику. Может, в пьесе и указан возраст Винни, но в исполнении Ксении она помолодела лет на десять. Она ярче, смешливее, в чем-то легкомысленнее. И хотя героиня по сюжету обращается к благоверному супругу, на самом деле это единоличное взаимодействие со зрителем через монолог.
Сэмюэль Беккет считается основоположником театра абсурда, поэтому не стоит пытаться уследить за логикой повествования, она сама проявится в канве действия.
В финальных сценах спектакля из-за коробок выглядывает уже одна голова Винни, но при этом героиня по-прежнему полна энергии и жизнерадостности. Почему в спектакле задействованы именно коробки? По мнению режиссера Веры Камышниковой, именно они лучше всего символизируют человеческую память. Они могут хранить прекрасные воспоминания, но чем больше их становится, тем меньше остается пространства для событий в настоящем времени. Так, у одиноких героев пьесы, чья жизнь приближается к закату, каждый день ничем не отличается от предыдущего. И все чаще они обращаются к своим пыльным антресолям, чтобы перебрать в коробках драгоценные моменты из прошлого. Но даже умирая, они наполнены счастьем и благодарностью за каждый прожитый день.
Источник: Musecube
Другие статьи- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую», Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурда, Марина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизни, Андрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮ, Наталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурда, Лилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
|