In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Илья Голубев
«Artifex.ru», 26.02.2019

Чёрный язык нетерпимости

После спектакля «Lёгкое Dыхание» с его современностью во всех отношениях художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович решил вернуться к классической драматургии. Идея поставить «Короля Лира» была с режиссёром на протяжении достаточно большого периода его творчества. При сопоставлении этого текста с предыдущим — «Смерть под парусом» можно увидеть явные сходства. Обе пьесы — трагедии. Оба героя — эгоцентрики, совершенно не умеющие идти на компромисс. В обоих произведениях присутствует конфликт на почве абсолютно неразрешимых противоречий между персонажами. Сходство просматривается даже в мелочах — и у одного, и у другого героя есть дочь, которую они считают предательницей, хотя это не так. Поэтому предыдущий спектакль Евгения Каменьковича, поставленный, кстати, на малой сцене, можно рассматривать, как подготовку художника к следующей серьезной работе — классической трагедии на большой сцене.

Принадлежность к жанру режиссер показывает нам с самого начала. Первый акт открывает выход хора. Четыре актера четвертой стажерской группы театра не только будут делить действие своими стихотворными выступлениями на составные части, но и исполнять эпизодические роли.

До появления Лира действие происходит на авансцене. От основной она отделена черными прямоугольниками полиэтилена. И дочери, и свита, и хор заглядывают за пленку, все ждут короля, все возбуждены, интересно, зачем он их всех собрал. Рассказ Глостера Кенту о своем побочном сыне Эдмонде происходит так, вскользь, чтобы скрасить ожидание. И вот полиэтилен поднимается.

Традиционная драма питается прошлым. В первом появлении Лир, сыгранный Карэном Бадаловым, тащит за веревки единственную декорацию — деревянный диск на рельсах, который символизирует державу. Таким образом режиссер показывает внутреннее состояние героя на данный момент. Он один тянул на себе огромное государство почти всю жизнь, и вот король постарел, устал, тянуть все лямки ему уже не под силу. Эпизод визуально раскрывает мотивацию разделить страну между дочерьми еще до первых слов персонажа. Лир здесь уверен в себе, в своем влиянии, поэтому он совершенно не суетится, говорит размеренно и спокойно. Восторженные признания в любви от дочерей принимает как должное. Поэтому отказ Корделии сделать то же вызывает у него ступор, однако особых переживаний не следует. Король хладнокровно изгоняет дочь вместе с вступившимся за нее графом Кентом и спокойно продолжает жить дальше.

Платформа в описанной сцене играет важную роль. Заявляется сразу несколько ее функций. Диск окрашен в белый. Этот цвет присутствует только в одежде Лира и его дочерей — страна находится у них в крови. Площадка поделена на три отдельно двигающихся куска, что позволяет Каменьковичу модернизировать пространство как ему угодно, а также вносит ощущение раздробленности государства. И здесь полностью обретает плоть режиссерское решение пьесы — находиться на диске означает ментально присутствовать в государстве. В момент изгнания Корделия и Кент сходят с платформы.

Но жизнь в Британии продолжается. «Любящие» дочери Лира сразу показываются лицемерными и злыми, им совершенно не нужен самодурный отец. Поэтому решение сначала Гонерильи, затем и Реганы выгнать отца из своих земель совершается так же хладнокровно, как тот отказался от Корделии. Вот уже сам Лир сходит с диска и оказывается в ментальном изгнании. Платформа уезжает. Он остается один на пустой сцене.

Каждый удар судьбы до этого не менял внешней суровости персонажа. Лир гасит в себе эмоции, переводя их в злословие, поэтому зрителю кажется, что перед ним обычный сварливый старик. Король до последнего искренне уверен в своей необходимости. Как может быть иначе? Однако под конец первого акта открывается новая грань главного героя — Лир умеет чувствовать. После жестокого предательства под влиянием бури все накопленные обиды разом выплескиваются из него наружу. Карэн Бадалов невероятно органично выходит на сильную эмоцию. Вместе с то и дело бьющей молнией и сотрясающимся полиэтиленом сзади сцена производит завораживающий эффект. Боль, обида и чувство вины выливаются из актера на зрителей мощным потоком, опустошающим своего носителя. Разум короля не выдерживает. Лир сходит с ума.

Однако режиссер не ставит на герое крест. Будучи уже умалишенным, персонаж раскаивается в своей злобе и получает шанс на выздоровление. Встреча с Корделией возвращает ему ясность рассудка, однако счастливому финалу мешает Эдмонд — персонаж без капли добра. Нет финальной трагедии, в которой он бы не поучаствовал. В побочном сыне Глостера Каменькович увидел олицетворение человеческой нетерпимости и злобы, поэтому выделил его окрашенным в черный цвет языком. От него главный герой и получает свое наказание. Лир — разносчик нетерпимости, в финале гибнет от рук другого разносчика. Однако это единственное, что Эдмонд сделал сам, здесь и кроется глубина его образа в режиссерской трактовке. Все остальные злодеяния делали другие люди, он лишь вскрывал таящуюся в них нетерпимость.

В финале зрителю показывают ее плоды — на авансцену вывозится диск со всеми погибшими персонажами. Описанные проблемы волнуют режиссера еще с его прошлых постановок, однако в отличии от того же «Lёгкого Dыхания», в «Лире» они достигают глобального масштаба. Из-за нетерпимости гибнет целый род людей. Держава оказывается обезглавлена. Кто будет ей управлять? Чужаки. Пускай те же англичане, но чужие. И тут, от реальности посыла, становится страшно.

Трактовка материала Евгением Каменьковичем ясная и стройная. Сценография, свет, его мелкие придумки являются лишь интересным дополнением и не выходят на передний план. Хотя и были некоторые вещи, которые выбивались из контекста. Например, во время эмоционального взрыва Лира, вокруг него бегал Шут и махал картонкой с надписью «Буря». Непонятно, зачем в кульминационной сцене этот гэг. Вроде бы, не время для шуток. Однако не будем о мелочах.

Главной заслугой режиссера стоит считать крепкий актерский ансамбль, где каждый готов в любой момент поддержать партнера. Прошлогодние выпускники ГИТИСа на сцене достойно смотрятся рядом с коренными «фоменковцами». Больше всего меня поразило, как они потрясающе друг друга слушали! Всегда видно, когда актеры просто кидаются текстом, здесь же на сцене была жизнь. Поэтому нельзя выделить какого-то одного премьера, который, как Лир в первой сцене, тащит спектакль на себе. В этом организме важны все его участники. Ставка Каменьковича на актеров сыграла. После выхода из зала хочется обсуждать, копаться в смыслах, рассказывать, а главное — вспоминать.

Источник: Artifex.ru


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100