In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Яна Жиляева
«Forbes», 22.10.2022

«Когтистый зверь, скребущий сердце»: в театре Фоменко поставили «Маленькие трагедии»

В «Мастерской Петра Фоменко премьера» — спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир» по трем «Маленьким трагедиям» Пушкина. По сути эта постановка — вторая серия, вслед за «Триптихом» мастера 2009 года, где исследуется вечный конфликт судьбы и воли

«Маленькие трагедии» дают по ночам (начало в 22 часа) в мраморном фойе Новой сцены, за углом от буфета, среди нависающих архитектурных громад балконов, галерей, переходов. Там, где гулкое эхо отражает грохот шпор Каменного гостя из «Триптиха», спектакля Петра Фоменко 2009 года. Следуя за мастером, Федор Малышев, когда-то фоменковский стажер, а теперь — режиссер, замешивает свой сет пушкинских трагедий как вторую серию «Триптиха».

Спектакль Фоменко, начинавшийся с водевильной шутки из «Графа Нулина», заканчивался погребальной сценой из «Фауста»: «Все утопить», и гигантский серо-синий занавес проносился над головами зрителей, закрывая собой и распахнутое пространство кулис, и артистов, и публику.

Малышев не дает зрителям присесть в зале, а усаживает в офисные или летные вращающиеся кресла на высоких ножках в узкое пространство между зрительным залом и черной дырой фойе. Меркнет свет в буфете, включается сценический свет, безжалостно бьет в глаза непривычной публике, — то ли ты судья на процессе, то ли ты в чистилище, то ли в звездолете. За спиной — бездна, спереди — зал, где сидят черно-белые призраки, герои пушкинских трагедий. То ли обвиняемые, то ли обвиняющие, то ли инопланетяне.

Слабым отголоском реальности звучит песня Мэри: «Было время, процветала в мире наша сторона». Действие разворачивается в обратной перспективе, словно в ответ на вопрос, отчего же «церковь опустела, школа глухо заперта». Произнесенная нежным девичьим голосом Александры Кесельман, песнь Мэри похожа на нить Ариадны, которая возвращает героев к главным вопросам: где мы и что происходит. 

Сосредоточиться на происходящем действительно непросто. Утеряв почву под ногами — кресла задраны на высоту, до пола удается дотянуться разве что носочком ноги, — приходится буквально уворачиваться от артистов, которые перемещаются между залом и фойе сквозь строй зрительских кресел, примостившихся на перешейке со всех сторон открытого пространства сцены. В этом полете фантазии герои Пушкина отнюдь не милые стюардессы, они проходят сквозь ряды кресел зрителей, как живые сквозь мир призраков, лишенных воли и физической силы. В течение часа, почти ослепленный, лишенный почвы под ногами, развернутый на все четыре стороны зритель должен решить для себя извечные конфликты: любви и долга, судьбы и воли.

В 2017 году Кирилл Серебренников в своих «Маленьких трагедиях» в «Гоголь-центре» брал в проводники пушкинского Пророка, представляя его пустыню мрачную привокзальным буфетом, наполненным маргинальными пассажирами с телевизором, изрыгающим адские новости. Лишь ощутив себя пророком, один из путников перемещался в пространство пушкинских трагедий. Там, где у Фоменко отправной точкой служили любовь и флирт, у Серебренникова — выжженное поле безысходности.

Федору Малышеву сегодня вводные не нужны. Ему достаточно песни Мэри и реплики Председателя (Дмитрий Захаров). Любовь, краеугольное чувство у Пушкина, здесь показана в диалогах отца и сына из «Скупого рыцаря», где Барон (Алексей Колубков) с особым чувством говорит о своих подавленных чувствах: «Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть». И несчастный сын Альбер с Бароном, и гуляка Моцарт со скупцом Сальери — иллюстрации о неотвратимости трагедии, которой неизменно оборачивается любая попытка игнорировать совесть.

Ни одной непушкинской строки, ни слова о современности, музыка Моцарта. Час действия. Черно-белые костюмы. Одиннадцать артистов. Почти религиозный трепет.

Источник: «Forbes»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100