In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Романцова
«Перспектива. Поколение поиска», 06.2023

Федор Малышев: «Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать»

Актер и режиссер театра «Мастерская Петра Фоменко» — о мистическом присутствии Мастера, черно-белом кино и актерском браке.

В театре «Мастерская Петра Фоменко» состоялась необычная премьера: «Рыцарь. Моцарт. Пир» по «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина в постановке Федора Малышева. Критики сравнивают его спектакль с продолжением «Триптиха» Петра Фоменко, тоже по произведениям Пушкина. «Рыцарь. Моцарт. Пир» играют поздним вечером (начало в 20.00, 21.00 или даже 22.00) в гулком фойе Новой сцены театра без декораций. Зрители сидят на вращающихся стульях, поворачиваясь в разные стороны, чтобы следить за действием, которое перемещается со сцены фойе на мраморные ступеньки (те, где обычно сидит публика в ожидании спектакля). При этом текст Пушкина звучит свежо, актуально и задевает так, как будто написан в наши дни. ЗНАКОМСТВО
Актер и режиссер Федор Малышев окончил мастерскую Е. Каменьковича и Д. Крымова в ГИТИСе в 2011 году и был принят в стажерскую группу «Мастерской Петра Фоменко». С начала 2013 года в труппе театра. Среди его ролей – Котроне в «Гигантах горы» Пиранделло, Годунов-Чердынцев в «Даре» Набокова, Глумов в «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, Коровьев в «Мастере и Маргарите», Треплев в «Чайке», Моцарт в спектакле «Рыцарь. Моцарт. Пир» по А. С. Пушкину. Среди поставленных им спектаклей — «Смешной человек» по Достоевскому, «Махагония» Кормильцева, «…Души» по Гоголю, «Мастер и Маргарита» Булгакова (совместно с Полиной Агуреевой) и недавняя премьера «Рыцарь. Моцарт. Пир» по Пушкину.

Мне понравился ваш спектакль «Рыцарь. Моцарт. Пир», но почему он такой короткий? Какая из вошедших в него маленьких трагедий вам ближе?
«Маленькие трагедии» — короткие сцены, от которых есть ощущение космического масштаба. И мне хотелось сохранить формат, заданный Пушкиным, а не растягивать спектакль длиннотами.
Наверное, мне ближе всего «Пир во время чумы». Ведь пир — это не только гулянка, это еще и спасение от беды… Может ли творчество спасти от каких-то катаклизмов — войн, революций? Может ли театр стать средством сопротивления всему этому? Что-то изменить? Я не знаю ответа, пытаюсь разобраться, и эти вопросы возникают в нашем спектакле. В «Пире во время чумы» есть правда Вальсингама и правда священника, призывающего к молитве, и нет вывода, кто из них прав, кто виноват. В «Скупом рыцаре» герцог говорит: «Ужасный век, ужасные сердца!» с интонацией: «А что вы хотите? Такие времена». Мне интересно делать спектакль про это. Так же как ставить «Моцарта и Сальери» не про зависть, а про вопрос: в чем правда? Это произведение, написанное по законам музыкальной сонатной формы. И есть две темы: тема Моцарта и тема Сальери. В сонатной форме главные темы возникают в начале, и монолог Сальери начинается словами: «Все говорят, нет правды на Земле», о зависти он говорит гораздо позже. И Пушкин хотел назвать эту вещь «Зависть», но изменил название на «Моцарт и Сальери». Мне кажется, что Сальери, постигший алгеброй гармонию, пытается понять закономерности устройства мира, разобраться: может быть, я избран, чтобы исправить ошибку мироздания? Поэтому финал нашего «Моцарта и Сальери» закольцован: Сальери не может ответить себе, правильно поступил или неправильно, должен был он отравить Моцарта или нет. И наш спектакль — не обвинительный акт, а, скорее, судебный процесс в присутствии зрителей.

В детстве вы часто бывали в «Мастерской Фоменко»?
Здесь работает мой дядя, поэтому я сюда регулярно приходил. Но закулисным ребенком не был, по коридорам не бегал, и Петр Наумович меня на своей ноге не качал.

Чем больше всего любили заниматься в детстве?
Больше всего любил закрываться в своей комнате и придумывать истории. А еще у меня была пишущая машинка. Я не умел печатать, но мне нравилось, что она у меня есть! Лет в пять сочинял какие-то сюжеты, а дедушка их записывал.
Читал не много, а мама читать очень любила. Когда я учился в школе, она читала «Волшебную гору» Томаса Манна, и каждый вечер своими словами рассказывала мне прочитанное. Это был такой аудиосериал. Потом она рассказывала «Иосифа и его братьев», «Игру в бисер», «Отверженных» и «Собор Парижской Богоматери» Гюго. Самым страшным с маминых слов был «Портрет» Гоголя: я потом долго не мог заснуть, все представлял страшного старика с портрета.

В какой школе вы учились?
В школе № 686, сейчас она называется «Класс-центр Сергея Казарновского» — это театрально-музыкальная школа. Моя мама работала там педагогом по русскому языку и литературе. Я блатной по всем статьям: учился у мамы в школе, работаю с дядей в театре.

Вы любили музыку?
Обожал ее слушать, но ненавидел заниматься. По документам я окончил музыкальную школу, но не справлялся и на экзамене в третьем и четвертом классе играл на фортепиано одну и ту же вещь. В старших классах год учился игре на гитаре. У меня был очень хороший педагог, Владимир Константинович Брандт, он, кстати, играл на гитаре в спектакле Петра Наумовича «Без вины виноватые». Но заниматься я уже не успевал: надо было готовиться к поступлению. Сейчас я очень люблю фортепиано и жалею, что так и не научился по-настоящему играть.

Заставляете ли вы своих детей заниматься музыкой?
Заставляем. Но иногда просто так, садимся к фоно и что-то импровизируем в две руки. Ему это больше нравится, чем заниматься, мне кажется.

Легко ли вы поступили в театральный институт?
Я везде поступил, кроме Школы-студии МХАТ, мне там не понравилось. Читал монолог Германа из «Пиковой дамы»: «Можете ли вы назначить мне три верные карты».

Кто помог вам подготовить программу?
Иван Иванович Верховых, наш педагог по актерскому мастерству в школе. В 10-м классе мы с ним репетировали «Зиму» Гришковца, а в 11-м классе у нас был спектакль «Скажи мне, что есть счастье?» по сказке Туве Янссон «В конце ноября». В это же время Иван Иванович репетировал чеховские «Три сестры» с Петром Наумовичем Фоменко. Еще мне очень помогал Ваня Поповски.

Вы уже 11 лет работаете в «Мастерской Фоменко». Что за это время в ней изменилось?
Не стало Петра Наумовича Фоменко. Когда он был жив, у всех было мистическое ощущение его присутствия: казалось, что Петр Наумович вдруг может появиться откуда-то из-за угла. У меня ощущение, что атмосфера, которая была в театре при его жизни, никуда не исчезла. Сейчас она просто перешла в какое-то другое качество.
И то, что Петр Наумович вложил в артистов, так называемых основоположников, как-то подпитывает остальных наших актеров. Когда меня ввели на роль Треплева в «Чайку», я почувствовал такую поддержку изнутри, что подумал: «Ничего на самом деле не изменилось. Театр Петра Наумовича все равно живет в актерах и здесь в воздухе витает». Мы движемся сейчас в каком-то другом направлении, Евгений Борисович Каменькович дал возможность актерам нашего театра заниматься режиссурой, что-то пробовать. Думаю, если бы Петр Наумович посмотрел наши работы, то все бы их раздраконил, но ему было бы приятно, что мы преданы театру, видим свою жизнь только здесь и у нас есть желание работать.

Мне кажется, что вы реже стали играть в спектаклях «Мастерской Фоменко».
Рад, что у меня появилось больше времени. Я недавно окончил Высшие режиссерские курсы, мастерскую Владимира Алексеевича Фенченко и Павла Константиновича Финна, и мы сейчас доделываем диплом, короткий метр под названием «Ковчег».

Есть ли у вас сейчас своя музыкальная группа? Расскажите, почему вы от игры на ударных инструментах перешли к сочинению песен и вернулись к гитаре?
Когда я поехал в Америку по студенческому обмену, увидел там странный музыкальный инструмент кахон. Мне он понравился, я стал слушать записи, сам пытался что-то играть. А у Вани Вакуленко в тот момент была группа, но не было барабанщика. Мы тогда уже начинали дружить, и я сказал, что если надо — могу играть на кахоне. Ваня ответил: «Да, давай попробуем». Потом я начал писать свои песни и играть на гитаре. Сейчас у меня своя группа «Третий человек».

Считаете ли вы, что творческий человек в каждой роли и поставленном спектакле должен бросать себе вызов, что-то преодолевать?
Я пытаюсь в каждой работе что-то разгадать. Приятно, когда что-то интуитивно нахожу и вижу подтверждение этому в тексте автора, пусть даже все это очень субъективно. Не думаю, что, берясь за какой-то текст, я должен его побороть. Разве можно побороть Шекспира или Булгакова? Наоборот, делая спектакль, хочу что-то узнать о мире и поделиться этим знанием с людьми своего поколения. 

В последние годы вы от актерской профессии постепенно движетесь к режиссуре?
Я бы не стал так говорить. Мне очень нравится другая профессия — дирижер. Потому что это человек, который трактует какое-то музыкальное произведение, и, исполняя его, все музыканты участвуют в дирижерском видении. Он сам тоже участвует в исполнении и еще дополнительно транслирует зрителям свою идею. Мне сейчас нравится то, что я, играя в спектакле, нахожусь внутри, успеваю его смотреть и чувствовать атмосферу и могу как-то повлиять на ход действия. 

Какая эстетика вам интереснее всего?
Очень люблю черно-белое кино. Сейчас, когда все перенасыщено информацией и красками, я и в своих спектаклях стараюсь сделать все максимально аскетичным. Мне кажется, сейчас в театре нужен минимум декораций, самые простые костюмы и статичные мизансцены, чтобы зритель ни на что не отвлекался и на сцене была только суть. Думаю, сегодня надо опять брать классические произведения, не придумывая для них новых трактовок или обстоятельств, которых в материале нет, а попытаться внимательно еще раз прочитать текст и постараться выразить его максимально точно. Чтобы это попадало.

Вы с Полиной Агуреевой почти десять лет женаты. В чем, на ваш взгляд, прелесть актерского брака?
Если говорить об этом абстрактно, то прелести никакой. А если говорить о нас с Полиной, мне нравится с ней разговаривать про все. Мне нравится наш домашний мир. Нам и книги интересно обсуждать, и кино, и политику.

Что хотели бы поставить в ближайшее время?
Хотелось бы заняться Шекспиром.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

О чем вы мечтали в 17 лет?
О девушках.

О чем мечтаете сейчас?
Мечтаю о том, чтобы у моих детей было все хорошо. И, конечно, мечтаю продолжать что-то делать в кино и театре.

Каким видите себя в 45 лет?
Хочется, чтобы у меня была большая борода и я жил где-то в диких условиях: снимал фильм в Арктике, либо как Фицкарральдо в фильме Вернера Херцога устраивал оперное представление где-нибудь в Амазонии. 

Какой совет вы дали бы сегодняшним 17-летним?
Я бы посоветовал им смотреть великие русские фильмы, и не только русские. И книжки читать, и музыку слушать не только современную.

Какой совет вы дали бы сегодняшним 45-летним?
Им нет смысла советовать: в 45 лет человек либо к чему-то пришел, либо нет. Если он к чему-то пришел и что-то успел сделать, то уже может сказать: вот мое направление, у меня такая тактика, и я ее придерживаюсь. Что тут советовать? В моем представлении 45 — это такая точка бифуркации. 

Источник: «Перспектива. Поколение поиска»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100