In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталия Борисова
«Porusski.me», 1.04.2024

Совершенно невероятное событие

Спектакль по «Женитьбе» Гоголя в Мастерской Петра Фоменко

В Мастерской Петра Фоменко — премьера: «Совершенно невероятное событие» по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». Постановщик — Евгений Каменькович, а режиссеров трое — они же исполняют в спектакле главные роли: Юрий Буторин, Мадлен Джабраилова и Иван Вакуленко.

Пьесу Гоголь начал писать в 1833 году, без малого 200 лет назад, а финальную версию опубликовал в 1842 году. Несмотря на то, что первые постановки успеха не имели, произведение оказалось невероятно живучим: его до сих пор активно ставят на подмостках ведущих театров. В чем же заключается такая актуальность “Женитьбы” для современности?

Свою пьесу, где главной темой было сватовство, автор задумывал как комедию. А известно, где есть сватовство, там есть и финальная точка: в те времена она была в церкви. Без этого произведение не казалось законченным, но Гоголь не планировал угождать публике. Вместо классического ромкомовского “жили они долго и счастливо” он высветил и высмеял характерные пороки своего времени на примере всем известного явления: брака по расчету.

Что удивительного было в этом явлении? Чтобы лучше понять спектакль, углубимся в историю XIX века и в то, как тогда тогда люди знакомились, встречались (а встречались ли?) и заключали союзы. 200 лет назад в сети спутника не найти — нет ни тиндера, ни интернета. Познакомиться в баре тоже не получится: в основном это были кабаки, и вход туда для женщин был практически закрыт, увы. Родовитые и состоятельные дворяне обычно женились на людях “своего круга”, знакомясь на балах и городских увеселениях. А куда и к кому идти людям других сословий, тем, кто хотел поправить свое материальное положение или изменить свой социальный статус? Здесь в свои права вступал характерный для того времени персонаж и главный двигатель сего процесса — сваха. Именно в ее власти было познакомить и свести между собой людей из разных социальных кругов, что, при удачном раскладе, заканчивалось венчанием.

Сюжет произведения Гоголя довольно прост: главную героиню, купеческую дочь Агафью Тихоновну (Ольга Бодрова) хотят выдать замуж. Тетушка (Елизавета Бойко) желает ее брака с купцом Стариковым (харизматичный Виталий Метлин), однако героиня мечтает только о дворянине, так как сама хочет стать дворянкой. Есть шесть кандидатов, два — за кадром. В итоге, остаются четверо претендентов на руку и сердце, а также на весьма солидный капитал. Все четверо — протеже свахи Феклы Ивановны (блестящая роль Мадлен Джабраиловой). Главный герой: Иван Кузьмич Подколесин (Иван Вакуленко), надворный советник, экспедитор (в переводе на современный язык — начальник отдела в некоем департаменте), – человек довольно вялый, аморфный, в чем-то предтеча Ильи Обломова. Три месяца он в сговоре со свахой, слушает ее рассказы, но предпринимать ничего не планирует. Волею судеб в дело вмешивается его приятель Кочкарев (его роль превосходно отыгрывает Юрий Буторин), эдакий и Хлестаков, и Остап Бендер, и Пушкин в одном лице. Кочкарев вовлекается в дело со всей страстью и силой. Что им движет, сложно сказать наверняка — Гоголь дает лишь намеки: когда-то та же сваха женила и его, и судя по всему тоже по расчету и неудачно, вот он и хочет, чтобы его товарищ плыл с ним в одной лодке по несчастью. Есть еще трое женихов, претендующих на “движимое и недвижимое имущество невесты”: экзекутор со смешной фамилией Яичница (Василий Фирсов), отставной офицер Анучкин (Томас Моцкус) и бывший моряк Жевакин (Степан Пьянков). Все они, на первый взгляд, в чем-то хороши. Кого же выбрать Агафье Тихоновне? Стоит отметить, что здесь купеческая невеста, в отличии от девушек других, более привилегированных сословий, пользовалась большей свободой и действительно могла выбирать, особенно при таком обилии кандидатов. Но нужна ли ей свадьба? Гоголь вкладывает в уста Агафьи Тихоновны фразу: “Вот жила, жила — а теперь приходится выходить замуж!”

Здесь и заключается ирония автора над всем происходящим. У каждого из персонажей своя цель и свой расчет, ни о каких глубоких чувствах здесь и речи нет. Всем управляет общественное мнение: невесте пора выходить замуж, хотя ей всего 27. У женихов другие мотивы: Яичница и Подколесин – начальники, в их положении уже принято было быть в браке. Все претенденты хотят с помощью женитьбы улучшить свое материальное положение, а Агафья Тихоновна – сословное. Но, к счастью ли, или к несчастью, никому не удастся осуществить задуманное. Финал раскрывать не будем, читайте Гоголя или идите в театр!

О постановке Мастерской Петра Фоменко, перефразируя название спектакля, хочется сказать так: почти “совершенно классическая постановка”. Сюда спокойно, без волнений могут прийти консервативные зрители, поклонники традиционного театра. Но классический здесь не значит скучный, а напротив, очень живой, игривый и веселый, с большим уважением к автору и его тексту.

В спектакле все актеры играют на высоком уровне. За сценографию отвечала известная художница Ирина Корина: создатели спектакля тонко заметили появление и распространение дагерротипа в Петербурге и сделали фотокарточки всех женихов.

По ходу пьесы зритель идет вместе с Гоголем, такое соответствие оригинальному тексту сейчас большая редкость. Не обошлось и без реверанса в сторону автора, все же в эпоху пост/мета модерна было бы странно обойтись без автора на сцене. Так и здесь — Гоголь мелькает то на портрете, то в виде подписи. Полемизируя и общаясь с создателем произведения, герои пьесы будто перекидывают мостик между прошлым и настоящим, между автором и зрителем. Появляется в спектакле и Пушкин, старший товарищ и автор идей для некоторых произведений Гоголя: его стихи декламирует Кочкарев в исполнении чудесного Юрия Буторина.

Подытожим. В спектакле нет ни одного момента, который бы смущал или вызывал вопросы: все плавно, красиво, тонко и иронично — именно так, как и задумывал Николай Васильевич Гоголь.

Источник: Porusski


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100