In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Токарева
«Новая газета», 19.09.2018

Мастер и ученик

В Москве начался фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках биеннале театрального искусства

Премьера Римаса Туминаса открыла фестиваль «Уроки режиссуры». В его линейке в этом году — спектакли российских мастеров первого ряда, а в жюри — молодые режиссеры, лауреаты прошлого года.

[…]

«Мастер и Маргарита»

В Мастерской Петра Фоменко, похоже, решили, что заниматься режиссурой так же легко и приятно, как говорить правду. Недавнюю премьеру — «Мастер и Маргарита» — осуществила та же команда, а скорее, компания, что и спектакль по Гоголю «…Души». Только теперь на афише уже два имени постановщиков — Федор Малышев и Полина Агуреева. Жанр, обозначенный в программке, — «Московский шабаш в двух частях с одним разоблачением».

Первый акт полон находчивого драйва. Постановщики монтируют самые известные, знакомые до буквы куски романа: разворачивается диалог между Берлиозом и Воландом, просыпается в тяжком похмелье Степа Лиходеев, договариваются Варенуха и Римский, наконец, встречаются Мастер и Маргарита (Полина Агуреева здесь скорее патетическая декадентка, чем героиня романа). Напротив, Мастер Томаса Моцкуса — намеренно стертый человек без свойств, никакой не «трижды романтический», лишенный красок, как бы выцветший. 

Хороши Бегемот (Игорь Войнаровский), Коровьев (Федор Малышев). Азазелло решили по-модному сделать девочкой (Галина Кашковская). Еще создан собирательный персонаж — Москва, сочинены три большие массовые сцены — танцы в Грибоедове, кипиш на Патриарших, бал у Сатаны. Здесь много современной отличной музыки, образных отсылов к Роберту Уилсону, картинки-сцены чередуются стремительно, и ритм — один из главных поставщиков интереса. По Малышеву и Агуреевой, мир романа — сумрачный, теневой, лишенный света.

Признаюсь: об одной сцене спектакля хочется размышлять пристальней. Потому что в ней есть покоряющая, отдельная от литературы театральность — в эпизоде, когда Маргарита громит квартиру критика Латунского.

Полина Агуреева здесь выдает соло на нескольких барабанах, и в зависимости от того, как круто завинчивается спираль ее гнева, как нарастает ритм ее ярости, барабаны рокочут, гремят, шелестят. Маргарита крушит не только жилье подлеца, но всю опостылевшую жизнь, и голос актрисы, трубящей, шепчущей и выкрикивающей текст, сливается с боем барабанов в сложную джазовую тему, существенную для всей постановки.

Авторы спектакля находятся с текстом в некоторой излишне нервной полемике, настаивая на своем праве видеть «М. и М.» по-своему. Но никто этого права и не оспаривает — одно важно: зачем брать самый знаменитый, растасканный на клипы и комиксы, самый затверженный текст Булгакова — ради какой собственной мысли? «Москва изменилась, а люди все те же…» — эпиграф к спектаклю и, похоже, стержневое соображение. Но его масштаба явно недостаточно для тех, кто сегодня встал в длинную очередь трактовщиков романа. Пытаясь отринуть штампы прочтения, постановщики рождают свои: Пилат (Владимир Топцов), таскающий на плечах за собой Иешуа (Павел Яковлев) как бремя вины, бичующий свою больную совесть, может быть, сам по себе и хорош, но решение иначе как лобовым не назовешь.

Второй акт особенно обнаруживает отсутствие скрепляющей режиссерской идеи. Постановщики пытаются держать жесткую форму, но вовсе не все авторы ей родственны (почему-то вспоминается непреодолимая неприязнь Михаила Афанасьевича к типу театральности Всеволода Эмильевича). Всем известные тексты стоит ставить тогда, когда сценический результат богаче читательского воображения. Если беднее — стоит ли тратиться?

Спасает ситуацию то, что Полина Агуреева — серьезная, большая актриса и свою партию ведет хоть и неровно, но внезапно замечательно. Именно голос ее Маргариты звучит булгаковскими интонациями.

P.S.
Что объединяет два спектакля? Только контекст фестиваля «Уроки режиссуры»: в этом году Туминас — участник конкурса, Малышев — участник жюри. А уроки режиссуры, как показывает сценическая практика, можно извлекать всегда и везде.

Источник: «Новая газета»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100