In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Юлия Зу
«Musecube», 29.10.2020

Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко

«Извините, но по замыслу режиссера, программка этого спектакля должна быть смята». Театр начинается с вешалки, но в данном случае конкретно спектакль «Молли Суини» — долгожданная премьера «Мастерской Петра Фоменко» — начинается с мятого черного клочка бумаги. Черная афиша – тоже помятый лист. Это и предвосхищение сюжета о жестоко смятой чужими руками жизни, о слепоте внутренней и физической и одновременно предупреждение: зритель, за три часа действия, полного погружения, где не будет желания отвлекаться от каждого, филигранно отточенного слова этой истории, вас тоже сомнут, как бумажку.

Начинало спектакля — как интро ко всей истории: полная темнота, даже чернота, практически как в страшилке: в одной черной-черной комнате появляется мутный силуэт женщины, Молли, который постепенно приобретет понятные очертания. Кажется, зрителя не просто призывают посмотреть на мир глазами героини (как бы это парадоксально ни звучало в данном контексте!), но и прожить эту историю вместе с ней от и до. Всего трое актеров на сцене: Полина Кутепова (Молли Суини), Анатолий Горячев (Доктор Райс) и Юрий Буторин (Фрэнк Суини). Они не вступают в прямой диалог – каждый рассказывает свой взгляд на одну историю, но отсутствие диалогов в пьесе всемирно известного ирландского автора Брайана Фрила не снижает драматизма, даже напротив: каждый из героев создает на сцене свой мир, полный противоречий и конфликтов.

Это уже третье обращение к ирландскому драматургу в «Мастерской Петра Фоменко». На сей раз вызов принимает Иван Поповски – один из ведущих режиссеров театра – и принимает безупречно. Абсолютно актерская постановка, в которой очень много текста, текста сложного, философского, психологического, благодаря Поповски и трем выдающимся артистам превращается из кажущегося поначалу статичного представления в захватывающее зрелище. Напряжение в нем не отпускает ни на секунду. При всей скромности средств художественной выразительности (акцент на словах и смыслах!) спектакль на удивление зрелищный. Здесь каждая деталь работает на раскрытие замысла – если Фрил – ирландский Чехов, то непременно найдется ружье, которое выстрелит. 

Так в постановке Поповски все первое действие мы чувствуем, как Молли – ее мир черно-белый, скорее, набросок, силуэт, очертание. Второе действие начинается с красивейшей сцены – после операции на глаза Молли снимают бинты, которые, как паутина, опутывают весь зал, будто перечеркивая жизнь Молли. Эта белая черта разделяет ее жизнь на до и после.

Муж Молли Фрэнк (Юрий Буторин) – энтузиаст, увлекающийся разного рода чепухой (то выращиванием иранских коз, то спасением барсуков), интересуется даже не самой Молли, а, в силу своей импульсивности и увлеченности, ее слепотой. Он пытается постичь ее мир, самодостаточный, а не лишенный чего-то, но привести ее в мир зрячих. Фрэнк Буторина – очень интересный персонаж. Речь Фрэнка быстрая, захлебывающаяся восторгом. Ему интересно в этом мире, кажется, все – это ходячая энциклопедия, но ни в одной сфере деятельности этот чудак с нервными угловатыми движениями и горящими глазами не становится специалистом. Он может быстро загореться и быстро охладеть. И в этом его трагедия. 

Доктор Райс (Анатолий Горячев) – третий инструмент этого ансамбля – тоже по-своему несчастен. Потерпевший неудачу в личной жизни, не достигший больших высот в медицине, он пытается взять запоздалый реванш и использовать (может быть, не догадываясь об этом!) Молли Суини. Оба мужских персонажа вовсе не антагонисты, но каждый из них безусловно виноват в самой большой трагедии – несчастье Молли. Прозрев, героиня Полины Кутеповой по-настоящему становится слепой – ей нужно познавать мир заново. Мир становится цветным – все второе действие на сцене изобилие цвета: костюмы героев, коробочка квартиры семейства Суини, ярко-красное пальто Молли — как «сигнал бедствия», к которому неумолимо движется постановка. И трагедия случается здесь не руками классических злодеев, а обычных людей, которые в силу своего эгоизма решают судьбу другого человека.

Очень показателен и пронзителен в этом отношении монолог Фрэнка о спасении барсуков от потопа – действия двух чудаков по предотвращению их гибели на самом деле не увенчаются успехом, и барсуки вернутся в свое жилище, несмотря на то, что им грозит смертельная опасность. Это такая мораль «всей басни» — и Молли не хочет быть «спасенной», потому что она, даже при отсутствии одного из чувств, ощущает и любит этот мир, как никто другой.

Тонкая, полная смыслов и очень правильно-аккуратная постановка о тех вещах, о которых стоит задуматься каждому, об эгоизме и о том, что не стоит решать за других и брать ответственность за других. Иван Поповски, известный своей зрелищностью и экспериментаторством, здесь же делает ставку на превосходных актеров. И эта ставка играет на все сто. Пожалуй, такого мощного потрясения стены Мастерской Петра Фоменко еще не ощущали.

Источник: Musecube


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100