|
Лариса Каневская «Мнение», 23.03.2021 Выйти из сумракаВ спектакль «Молли Суини» по пьесе Брайана Фрила погружаешься как в темную мглу, черное беспросветное пространство – так режиссер Иван Поповски вводит зрителей в мир незрячей девушки Молли. Здесь, в «Мастерской Петра Фоменко» каждый сможет оценить собственное восприятие света. Первые минуты спектакля очень важны, и жаль, что часть публики эти драгоценные мгновения в темном зале тратит на то, чтобы напоследок заглянуть в свои светящиеся мобильники (хочется предложить таким «театралам» сдавать свои телефоны в гардероб). Наконец, все затихает, слышится взволнованное дыхание героини и звуки шумной улицы.
На сцене в тонком луче света появляется Молли Суини (Полина Кутепова). С ней и с остальными персонажами городка Бэллибэг мы знакомимся в довольно острый момент их жизни. Все пребывают в смятении. У Молли, потерявшей зрение девяти месяцев отроду и полжизни проведшей в собственном воображаемом мире, решается судьба: доктор Райс (Анатолий Горячев) соглашается «исполнить» операцию на глаза. За его спиной – сотни излеченных от тяжкого недуга людей, а он, по личным обстоятельствам, прозябает в захолустном Бэллибэге. У доктора Райса появляется шанс стать знаменитым. У Молли – возможность вернуться в мир зрячих. У ее мужа Фрэнка (Юрий Буторин) – из банального поводыря слепой превратиться в ее учителя, даже так – Учителя. Все три героя сходятся в едином пространстве, но пребывают в одиночестве. Между ними не возникает разговоров или диалогов, каждый взволнованно рассказывает о себе, и эти монологи прорисовывают характеры и судьбы рассказчиков – так построена пьеса.
Тонкая и трепетная Молли, которую отец в детстве учил распознавать предметы, различать цвета и запахи. Мать Молли бесконечно лечилась в неврологических клиниках, так что отец утешался присутствием в доме послушной и милой девочки, эгоистично не отдав ее в спецшколу для слепых, где Молли могла бы оказаться среди равных и найти друзей. За привычно-оживленной готовностью героини Полины Кутеповой всегда идти навстречу и уступать другим — щемящее одиночество. Молли предстоит решиться на операцию и выйти на свет из привычного сумрака или остаться навсегда в мире незрячих. Вот если б можно было ненадолго выбраться на экскурсию, мечтает Молли, увидеть, как оно там, на самом деле, и снова спрятаться…
Фрэнк Суини (Юрий Буторин) с энтузиазмом изучил все, что написано про зрение. Это он обратился к доктору Райсу. Артист Юрий Буторин очень точно показывает человека нервного, довольно ограниченного и бестолкового, постоянно хватающегося за сумасшедшие проекты – будь то разведение иранских коз или спасение китов. Молли – самый удачный его проект. Сделать предложение слепой девушке, стать для нее всем: другом, помощником, глазами. На фоне ее возможностей, ограниченных физическим недугом, Фрэнк обрел чувство собственной значимости. Он воображает себя крупным специалистом по проблемам зрения. Цитируя научные труды философов и неврологов, Фрэнк предвкушает, как вскоре будет учить жену познавать жизнь заново, а сейчас его просто забавляет, что Молли не в состоянии отличить футбольный мяч от цветка. Доктор Райс (Анатолий Горячев) — трезвомыслящий и циничный человек. Он прекрасно понимает разность миров Молли и Фрэнка, которые никогда бы не сошлись, будь она зрячей. Он понимает, что «увлечение Фрэнка слепотой» скоро закончится, и впереди у супругов — разочарование, но не упускать же редкий шанс – карьерный взлет.
Дух захватывает от мысли о том, что станет с Молли после операции, как изменится ее мир. Это преображение режиссер Иван Поповски воплощает с помощью художников по свету (Владислав Фролов и Степан Синицын), сценографии (Numen и P.O.P.), художников по костюмам и гриму (Олеся Скарына и Анна Мелешко), а также видео Юрия Лебедева.
Изначально мир Молли помещается в черном кубе, внутри которого черная комната с черной мебелью. Этот мир подвижен, а свет призрачен и трепетен. До операции Молли отважно перемещается в привычном пространстве и бесшабашно танцует. Новые формы, яркий свет и новые цвета смущают и опрокидывают ее сознание. Самое большое разочарование приносят любимые голубые незабудки, которые отец сравнивал с цветом ее глаз. Невзрачные цветочки оказались вовсе не так красивы, как она всю жизнь представляла. То, что доставляло Молли в прежней жизни удовольствие – запах цветов, плавание в море, общение с друзьями, перестало быть таковым. Новые инграммы (картинки, образы) не образуются, а старые разрушились.
Доктору осталось печально фиксировать, как успешно исполненная операция теряет значение: «Молли, изгнанная из мира слепых, так и не захотела остаться в мире зрячих…». В этом мире ей некомфортно и тревожно. Так же, как мать, Молли переселяется в неврологическую клинику, где мир заботливо ограничен. Перед ее угасающим взором проходят все, кого она знала. Воображение не подводит, в отличие от зрения. Дождь в финале вполне осязаемо позволяет ей вернуться в счастливое детство, а кто может точно знать, что такое счастье?
Источник: Мнение
Другие статьи- Иван Поповски: «Не надо бояться не быть в центре внимания», Inner Emigrant, «Ваш досуг», 8.04.2021
- Выйти из сумрака, Лариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- Увидеть – не значит понять, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепоте, Юлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей веки, Марина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра Фоменко, Юлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемся, Марина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающих, Елена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядя, Inner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана Фрила, Екатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Театральные премьеры октября, «The Vanderlust», 30.09.2020
- «Горбачев», «Нэнси» и другие: 5 ярких спектаклей октября, Антонина Шевченко, «TimeOute», 30.09.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами», Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
|