In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Романцова
«ТАСС», 11.02.2023

Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка

Театральный и музыкальный критик, заместитель главного редактора журнала «Театральная афиша столицы» Ольга Романцова — о премьере в «Мастерской Петра Фоменко»

«Курс доллара неотвратим, как смерть», — говорит «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), героиня спектакля «Двадцать третий», премьера которого накануне состоялась в театре «Мастерская Петра Фоменко». Зрительный зал откликается на эту реплику — смеется и аплодирует в ответ. Название, перекликающееся с событиями 2023 года, по словам художественного руководителя Евгения Каменьковича, случайное совпадение. Спектакль поставлен по мотивам романа Э. М. Ремарка «Черный обелиск», действие которого происходит в 1923 году.

Прожить молодость заново

Каменькович любит ставить прозаические произведения, которые считаются сложными и абсолютно не подходящими для сцены. Среди его режиссерских работ в «Мастерской» — спектакли «Самое важное» по современному роману Шишкина «Венерин волос», «Улисс» Джойса, «Дар» Набокова, «Современная идиллия» Салтыкова-Щедрина, а в последние годы — «Доктор Живаго» Пастернака и «Чающие движения воды» по «Соборянам» Лескова.

Войдя в зал, зрители видят закрывший сцену белый суперзанавес с цифрами «1923». Внезапно на нем загорается табло: «1$=30 000» (тридцать тысяч немецких довоенных марок). События разворачиваются в Германии между Первой и Второй мировыми войнами, экономика разрушена, доллар растет, ломая судьбы людей. Но спектакль, который станет одной из значимых премьер «Мастерской» этого сезона, не об экономической депрессии. 

Сегодня знакомство с прозой Ремарка зачастую исчерпывается романом «Три товарища», им ограничивается и история театральных постановок. Однако автобиографический роман «Черный обелиск» не менее значимая книга. Завершив ее в 58 лет, писатель реконструировал мир своей юности, попытавшись заново осмыслить тогдашнюю жизнь. Он поднимает проблемы, возникавшие в других своих произведениях, пересматривает ценности. Главный герой Людвиг (Юрий Буторин) считается альтер эго автора. В спектакле «Мастерской» он, парень в черном пиджаке, брюках, заправленных в сапоги, и широкой кепке, выходит на сцену прямо из зрительного зала. «Двадцать третий» — это одновременно попытка героя заново пережить свою молодость и оценить ее с точки зрения нынешнего возраста. Поэтому Людвиг весь вечер на сцене и всегда в центре событий то как участник, то как комментатор происходящего. Он представляет зрителям остальных героев, а сыграв какую-нибудь сцену, иногда оценивает ее парой метких реплик, как герой фильма Феллини «Амаркорд».

Людвигу уже 25, подзаголовок романа и жанр спектакля «история о запоздалой молодости» связан с тем, что его и его одноклассников сразу после окончания школы мобилизовали (шла Первая мировая война). Те, кто выжил и вернулся, пытаются наверстать проведенное на фронте время. Людвиг испытывает «небесную любовь» к Изабелле (она же Женевьева) — незаурядной девушке, страдающей раздвоением личности (Дарья Коныжева играет ее хрупкой, беззащитной и наделенной поэтическим воображением). И встречает вполне земную любовь — артистку цирка Герду (обаятельная Полина Айрапетова). Она любит вкусную еду, красивых мужчин, наслаждается жизнью и делится с возлюбленным своим жизненным опытом. Еще Людвиг ведет беседы с пастором и доктором о смысле жизни и работает художником, бухгалтером и заведующим рекламой конторы «Кроль и сыновья», продающей надгробные памятники.

Геологические слои памяти

Образ погружения в прошлое соавтор Евгения Каменьковича художник Александр Боровский связал с движением вглубь сцены. Декорация, похожая на слоеный пирог, постепенно открывает «геологические слои» памяти. Действие начинается в конторе по продаже памятников — на черном фоне, украшенном усеченными ромбами, похожими на крышку гроба. Дальше штанкет с декорацией поднимается, и герои оказываются в кабаре «Красная мельница» — на фоне красного задника в красном цвете. Герда отбивает степ, кувыркается и в конце номера садится на шпагат. Когда декорация снова поднимается, Людвиг оказывается в психиатрической клинике: ее желтая стена расчерчена на ровные квадраты. Она тоже поднимется, открывая пустой темный двор. По ходу спектакля слои чередуются, меняя место действия. По расцветке костюмов можно определить среду обитания героев (художник по костюмам Мария Боровская). Доктор, пастор и Изабелла-Женевьева в разных оттенках желтого, завсегдатаи кабаре, его сотрудники и владелец — в красном, Людвиг, его начальник Кроль (Юрий Буторин) и соседи одеты в черное.

Исследование пространства и времени в спектаклях для Каменьковича всегда так же важно, как и характеры героев. «Двадцать третий» точно передает ритм и особенности описанной в романе жизни. Актеры с безупречным произношением поют немецкие песни, то и дело загорается табло с курсом доллара: ближе к финалу он доходит до 9 миллионов марок, две денежные единицы сравняются после реформы, но марка снова упадет. В воздухе витают идеи нарождающегося фашизма. Их разделяют и юнцы, и мрачноватый сосед Людвига мясник Вацек (Тагир Рахимов), мечтающий надеть мундир штурмовика, и директор школы.

Актерский ансамбль

В спектакле играют артисты «Мастерской» разных поколений, создавая галерею запоминающихся образов. И то, что их герои всего лишь ожившие воспоминания, не мешает актерам играть ярко и колоритно. Их работы складываются в психологически выверенный ансамбль, где каждый на своем месте. Начальник и однополчанин Людвига Кроль (Владимир Топцов) носит красную пижаму, читает хронику светской жизни и мечтает вырваться в Берлин. Но так и останется в родном городе: изменить жизнь мешает хроническая усталость и мысль, что от себя никуда не денешься. За годы работы в «Мастерской» у Топцова с Буториным возник слаженный дуэт. Но они не только исполнители, эти актеры — авторы инсценировки спектакля.

Влюбленная в Кроля жена мясника Лиза (Ксения Кутепова) — белокурая бестия в сногсшибательных красных платьях, внешне похожа на Грету Гарбо. Но стоит ей заговорить, изящество и шарм соединяются с интонацией рыночной торговки. Внимания Лизы добивается деловой партнер Кроля Ризенфельд (Олег Нирян). Примерный семьянин, оторвавшийся от домашнего очага, превращается в Дон Жуана, сорит деньгами, страстно танцует танго и объясняет свои похождения влиянием таинственного «демона».

Зрители внимательно смотрят спектакль, чутко реагируя на каждую реплику и отвечая хохотом на смешные. Среди таких сцен, на которые откликнулись, — когда мяснику Вацеку советуют обрызгаться одеколоном, чтобы понравиться жене, а он застенчиво отказывается: «на работе подумают, что я педераст».

Прожив в маленьком городке год, Людвиг понимает, что больше в жизни ничего не изменится. Герда ушла к богатому поклоннику, Изабелла-Женевьева выздоровела и больше его не узнает. Пора двигаться дальше. Получив неожиданное предложение поработать репортером в берлинской газете, герой уезжает. Он вернется в городок уже взрослым и встретится с прежними друзьями (хотя большинство из них уже ушли в мир иной). Они сидят вместе, а декорации постепенно опускаются слой за слоем: желтый, красный, черный и, наконец, белый с цифрами 1923.

Источник: ТАСС


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100