|
Рита Долматова «На западе Москвы», 14.02.2023 Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Автобиографический роман Эриха Марии Ремарка повествует о событиях столетней давности. Худрук театра, режиссёр Евгений Каменькович обладает абсолютным слухом, что позволяем ему уловить «шум времени» в мельчайших нюансах век спустя. Будучи предельно точным, Каменькович выносит в название своей новой постановки номер года – «Двадцать третий».
«Если бы мы выпускали спектакль в 2022 или в 2024 гг., то оставили бы авторское название — Черный обелиск», — признается постановщик.
1923 год, давший название спектаклю, для Германии поворотный, на это время приходится пик инфляции, за которым следует крушение немецкой марки и экономики страны, а вместе с ней надежд и ожиданий целого поколения. К этому «потерянному поколению» автор «Черного обелиска» причислял и себя.
Как известно, Евгений Каменькович – мастер перенесения большой прозы на сцену, ему удалось невозможное – инсценировать «Улисса» Джойса!
«Адаптировать Черный обелиск Ремарка было сложнее, — поделился с нами Евгений Борисович, — в романе нет прямого сюжета».
ЗАПОЗДАЛАЯ МОЛОДОСТЬ Германия между двух мировых войн – не самое подходящее место для романтиков и мечтателей. Тяжесть Версальского договора, отнявшего у немцев все, но главное – самоуважение, давит нестерпимо. И уже чудятся отблески грядущих пожаров, за которыми пепельная мгла Освенцима. В такой атмосфере не до блаженства и грёз, но герои спектакля пытаются вернуть «запоздалую молодость». Они наслаждаются жизнью пока звон бокалов и звуки танго не сменяются барабанной дробью и грохотом сапог марширующих национал-социалистов – будущих могильщиков Европы. Людвиг (Юрий Буторин) работает продавцом гранитных надгробий, играет на органе за бесплатную еду в психиатрической лечебнице и мечтает о большой любви. Ему мало плотских утех и разговоров о жизни с прагматичной акробаткой Гердой (Полина Айрапетова), нестерпимо тянет в заоблачные выси.
ВСЯ ТАКАЯ ВОЗДУШНАЯ На зов души героя откликается страдающая раздвоением личности пациентка клиники. Изабелла-Женевьева (Дарья Коныжева) выделяется своей непохожестью. Все дамы одеты в кричащее, обжигающе красное, и только она одна соткана из лимонно-желтых, пронизывающих тело, теплых лучей. Кажется, что время не коснулось этой девушки, так далека она от происходящего: то слышит голоса ангелов, то беседует со своими видениями. Но исцеление возвращает бедняжку в реальность, правда высокий социальный статус сохраняет ее недосягаемость для героя. И Людвиг это понимает. Он – активный участник и одновременно комментатор событий, оценивает и представляет зрителю других героев повествования, бросая в зал короткие и остроумные реплики.
В РИТМЕ ВОСПОМИНАНИЙ Спектакль «Двадцать третий» с точки зрения сценографии безупречен. Декорации, выполненные художником-постановщиком Александром Боровским, лаконичны, но при этом многослойны, раскрываются постепенно, подчиняясь ритму воспоминаний героя. Черный занавес с окнами в форме усеченных ромбов, напоминающих крышку гроба, приглашает заглянуть в контору по продаже гранитных памятников, где работает главный герой спектакля Людвиг. Черный слой сменяется красным, так перед зрителями возникает кабаре «Красная мельница», а затем с такой же быстротой и легкостью появляются желто-медовые «соты» психиатрической лечебницы и черный квадрат двора с очертаниями зловещего обелиска.
ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА Тема смерти становится основной, она звучит в разговорах о пользе эвтаназии и миллионах убитых на фронтах Первой мировой, прочитывается в оформлении декораций, угадывается в многочисленных и явных знаках, сопровождающих повествование. Это переходящие в крик призывы Гитлера, звучащие из радиорепродуктора, и щелканье переворачивающихся пластинок табло с курсом падающей марки, — всё готовит зрителя к тому, что «завтра была война»… Вторая мировая. В коротком эпилоге герои расскажут о своей судьбе и смерти.
НА СЦЕНЕ – ЗВЁЗДЫ В спектакле заняты ведущие артисты театра. Владимир Топцов играет владельца погребальной конторы «Кроль и сыновья», однополчанина Людвига. Его герой вальяжен и обаятелен, мечтает о Берлине, как три сестры о Москве в одноименной пьесе Чехова, но не может сдвинуться с места в силу привычки. Владимир Топцов и Юрий Буторин (Людвиг) выступили авторами инсценировки, и справились с поставленной задачей блестяще. Как всегда, ослепительна Ксения Кутепова. Платиновая блондинка в роскошных красных туалетах – кинодива и падший ангел, созданная, чтобы пробуждает демонов в мужчинах, — такова её Лиза. В сети прекрасной жены мясника попадает владелец гранитного завода Резенфельд в исполнении Олега Ниряна, увидев Лизу, он буквально теряет голову. Замечательный образ удалось создать Олегу Любимову. Его доктор успешно лечит шизофрению и готов объяснить всем, кто не в теме, что «смерть одного человека — это смерть, а смерть двух миллионов — только статистика».
Источник: «На западе Москвы»
Другие статьи- Боль и радость двадцать третьего года, Мария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий», Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи», Анна Сиротина, «Философия отдыха», 04.2023
- Другой век, другая страна, Елена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотреть, Наталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохе, Татьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко, Татьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко», Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажу, Ольга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится год, Дарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабаре, Ксения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий», Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелиск, Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителей, Дмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск», Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелиска, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий», Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра Фоменко, Валерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре Ремарка, Ольга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск», «ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка, «ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости», Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
|