In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Наталья Витвицкая
«Экран и сцена», 16.03.2023

Больно смотреть

Премьера в театре «Мастерская Петра Фоменко» случилась громкая. Художественный руководитель театра Евгений Каменькович поставил выдающийся антивоенный роман Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», правда, сменив название на «Двадцать третий». Более сдержанное, но такое же говорящее.

Любовь Евгения Каменьковича к сложной и несценичной прозе хорошо известна — он ставил «Венерин волос» Шишкина, «Улисса» Джойса, «Дар» Набокова, «Современную идиллию» Салтыкова-Щедрина, «Соборян» Лескова. К Ремарку обратился впервые, безошибочно почувствовав его необходимость именно сегодня, когда общество заражено бациллой ресентимента, воинственности и мести. Формально спектакль не привязан к сегодняшнему дню, театр «всего лишь» рассказывает «историю запоздалой молодости». Фактически же «Двадцать третий» — это неидеальное, но такое отчаянное и нужное театральное высказывание сезона.

Действие происходит в 1923 году, между двумя мировыми войнами. Главный герой Людвиг — альтер эго самого Ремарка — продает кладбищенские памятники и любит девушку, пропадающую в психиатрической клинике. В Германии бушует инфляция, обесцениваются деньги, вещи и люди, поднимает голову Гитлер, и начинается эра национал-социализма. Забытье наступает только в борделях и в кабаках, где мужчины и женщины веселятся, как в последний раз, продают и покупают любовь, периодически вспоминая о «великой нации» и патриотизме. Битва за их умы и сердца уже выиграна, но до осознания еще далеко.

Авторами сценического текста выступили актеры Юрий Буторин и Владимир Топцов, они же играют главные роли — Людвига (Буторин) и его фронтового друга Кроля (Топцов). Временами действие буксует, зритель «вязнет» в огромных кусках ремарковской прозы и теряет сюжетную нить. Повествовательная основательность постановки, идущая от инсценировки, сосредоточенной на множестве подробностей, ощутимо утомляет. Не всегда спасают дело и прекрасные фоменковские актеры — помимо исполнителей ролей двух товарищей, это Дарья Коныжева, Полина Айрапетова, Екатерина Смирнова, Тагир Рахимов, Олег Нирян, Ксения Кутепова. Все они, без исключения, играют выразительно, страстно, но спектакль все равно кажется лишенным внутренней пружины.

Безусловная удача — визуальный язык, он здесь многозначный, «вбирающий» в себя множество смыслов и подтекстов. Над сценографией «Двадцать третьего» работал художник Александр Боровский, придумавший условное, но эффектное пространство. Три гигантские панели в цветах немецкого флага (черный — похоронное бюро, в котором работает Людвиг, красный — кабаре «Красная мельница», желтый — психиатрическая лечебница, желтый дом) поднимаются к колосникам, уплывают под сцену и «листают» дни и обезумевшие курсы валют. В этом пространстве трагедия смешивается с комедией, жизнь со смертью, смех со слезами. Отчаянно красиво и необратимо. Цветовому решению декораций вторят костюмы Марии Боровской, придумавшей монохромные образы героев в тех же тонах. В отдельные моменты глаза слепит от броских сочетаний, но тем сильнее производимый эффект. На жизнь героев, такую похожую на нашу сегодняшнюю, буквально больно смотреть.

Актуальность «Двадцать третьего» ненавязчивая, но очевидная. Мир живет от войны до войны, а в перерывах усиленно забывает, с чего начинаются и чем заканчиваются эти самые войны. Этот единственно важный сегодня смысл с лихвой окупает несовершенства инсценировки и спектакля в целом.

Источник: «Экран и сцена»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100