In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Михальская
«Cabinet de l'art», 6.03.2023

Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской Фоменко

«Чёрный обелиск» Э. М. Ремарка многослоен и сложен для понимания. Однако, перенося роман на театральную сцену, режиссёр Евгений Каменькович, упростил его визуальное восприятие: декорации сдержаны и изысканно графичны, а палитра трёхцветна. Насыщенный жёлтый, огненно-красный и чёрный сменяют друг друга, отсылая зрителя и к флагу Веймарской республики, и к абстракционизму Кандинского.

Как отмечал теоретик цвета, жёлтый ассоциируется с теплом, но с близкого расстояния он колет глаз, красному свойственно движение, в музыкальном эквиваленте это трубы или барабаны, а чёрный – это вечное безмолвие без будущности и надежды. В спектакле жёлтый окрашивает клинику для душевнобольных вместе с доктором и местным пастором, красный по праву властвует в ночном клубе «Красная мельница», а чёрный отдан на откуп похоронной конторе, которой заправляют братья с королевскими именами – Георг и Генрих Кроль. У них же трудится и главный герой Людвиг, альтер-эго писателя.

Яркие цвета спектакля в представлении художника-постановщика Александра Боровского – это вспышки памяти, выхватывающие яркие детали прошлого. Щемящая ностальгическая нотка роднит спектакль с «Амакордом» Феллини. Но хотя Людвиг (Юрий Буторин) – воплощение юного Ремарка, в уста ему вложено всё то, что накопил за годы шестидесятилетний автор. Как сказала про Людвига его любовница Герда (Полина Айрапетова), «ты не можешь и в туалет сходить без мировоззрения».

Действие «Чёрного обелиска» происходит в 1923 году, когда у Германии, проигравшей в Первой мировой, проклюнулись ростки реваншизма. Называя спектакль «Двадцать третий» режиссёр недвусмысленно перебрасывает мостик в сегодняшний день. Настроение «потерянного поколения», его разочарованность и тревожное ожидание будущего, безусловно, ощущается зрителями как нечто близкое и понятное, отдельные реплики и вовсе отзываются аплодисментами. Но политическая повестка и переживание героями диких скачков инфляции щедро разбавляется любовными линиями: здесь и бурлескная жена мясника Лиза в великолепном исполнении Ксении Кутеповой, и проститутка «Железная лошадь» (Екатерина Смирнова), укушенная осой в задницу, и ироничный дуэт Людвига и Герды, и трогательные, платонически-возвышенные чувства того же Людвига к очаровательной душевнобольной Изабелле (Дарья Коныжева). Всё это переплетается, приправляется чёрной иронией, дружескими розыгрышами и искренней взаимной поддержкой, оттого странная, нелепая, бедная жизнь маленького немецкого городка оседает в памяти как «потрясающие годы», в которые хочется вернуться.

Источник: Cabinet de l'art


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100