In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анна Сиротина
«Философия отдыха», 04.2023

Юрий Буторин: «Театр не должен быть оратором эпохи»

В театре «Мастерская Петра Фоменко» большая премьера – спектакль «Двадцать третий», поставленный по роману Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск». Одну из главных ролей в спектакле исполняет Юрий Буторин. Он рассказал о праве на спасение, иррациональности главных жизненных поступков, любви, которая крутит всем миром, и надписи у себя на спине.

Изначально текстом Ремарка заинтересовались вы и ваш коллега Владимир Топцов, с которым у вас уже есть несколько совместных работ. Три года вы жили этим романом…
Мы долго разбирали материал вместе с Володей и Полиной Айрапетовой, и все не то чтобы стояло на месте, но было весьма неторопливо, как случается тогда, когда тебя никто никуда не гонит. Первая читка проходила пять часов: мы друг другу читали и чуть с ума не сошли. А потом как-то действительно надо было понять, чего мы хотим, так как роман огромный и с минимальным действием. Настоящее такое ремарковское погружение в атмосферу времени. Все произведения связаны с его жизнью, его ощущениями и знаниями. Когда он затеял «Черный обелиск», уже закончилась Вторая мировая и начиналась холодная война, он следил за тем, что происходит в Германии и в целом в Европе, и ему это явно не давало покоя. Наверное, история ничему людей не учит. А может, он хотел разобраться, как можно выживать в полном обнищании, в инфляции, в совершенно опустошенном мире. Как продолжать искать смысл, когда вокруг нет ничего, нет даже Бога, не за что зацепиться, и тем не менее есть тяга к жизни. Вот это почему-то цапануло нас больше всего в «Черном обелиске». И здесь, в моем понимании, есть прямой посыл в сторону Петра Наумовича — он все делал про любовь, не во имя, а вопреки!

В прошлом году художественный руководитель театра Евгений Борисович Каменькович, как он сам говорит, «проявил начальственный деспотизм» и вошел в эту работу…
Меня это сначала отпугивало, потому что, считаю, театр не должен быть оратором эпохи, давать какую-то оценку всему происходящему. Думаю, Евгений Борисович тоже сразу за это ухватился, так как тема вдруг стала снова актуальной, к сожалению. Мне не хочется, чтобы в постановке был политический оттенок. Когда театр начинает о чем-то кричать, он перестает быть тем, чем он для меня является. По театру сверяешься, туда ты идешь или не туда, в чем у тебя проколы, начинаешь понимать очень глобальные гуманистические, философские вещи про любовь, людей и отношения. Мне очень нравится фраза того же Ремарка: «В темные времена хорошо видно светлых людей». И его роман «Черный обелиск» как раз об этом. Да, все персонажи живут по-разному, каждый, как может, находит выход: кто-то принимает нацистов, кто-то не принимает, кто-то начинает мстить, кто-то живет в мире иллюзий. А финал истории простой: мой герой, Людвиг, просто взял и уехал и этим спасся.

Вы увидели в романе современные параллели?
Это похоже на 1917 год, когда в России шла Гражданская война. На то, как гуляли белые и красные офицеры, как они себя вели и жили, будто последний день… Странное совпадение, но это так. Александр Вертинский вспоминал, как в то время давал концерт в Крыму, в зале сидели белые офицеры, а перед ними — блюдо с кокаином и ведра с шампанским. На меня эта история произвела огромное впечатление. Понимаю теперь: у них было ощущение, что это полное «всё».

Евгений Борисович говорит, что герои романа мечтают о странных вещах, но отчаянно желают сохранить себя. И что даже в самые турбулентные времена единственное, что остается, — следовать своим принципам…
Уинстон Черчилль сказал, что глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. Мы можем становиться совершенно иными спустя годы, дни и даже минуты.
Да, все солдаты вернулись с войны в какой-то мере душевными уродами, особенно молодые. Мы обсуждали на репетициях, что старые однополчане понимали, за что они борются. У Ремарка в романе «На Западном фронте без перемен» есть фермер, который мечтает: «У меня жена, у меня там урожай зреет». То есть думает о мирной жизни, к которой непременно нужно вернуться. А вот у молодых ничего за плечами нет, и они погружены лишь в ужас войны. Люди, у которых нет будущего (или они не видят его, или не хотят видеть таким, каким оно рисуется), живут наотмашь. В этом состоянии они и приходят домой, такое вот потерянное поколение. Хотя кто-то сказал, что любое поколение — потерянное…

Вы нашли для себя ответ, чем можно заполнить внутреннюю пустоту? Где найти выход, когда нет ни в чем спасения?
Я никакого рецепта, естественно, не знаю. Но, возвращаясь к тому, что это все уже было и мы по кругу ходим, наверное, можно найти какой-то ответ в литературе, в философии. .. А с другой стороны, я понимаю, что Людвиг обретает спасение в любви, которая, возможно, в его случае всего лишь подмена! Пётр Наумович любил говорить про энергию заблуждения. Но мой герой в этом счастлив и находит себе какую-то другую, потустороннюю реальность. У всех свой способ справиться: кто-то уезжает, кто-то становится отшельником, погружается в работу, кто-то ничего не видит. 

Согласны ли вы со своим героем и как для себя определяете такое понятие, как любовь?
То, что любовь не вечна, это точно. Она преходяща… Через 18 лет совместной жизни я понимаю, что любовь — это совместный труд и уважение. У меня есть пример моих бабушки и дедушки, которых уже нет на свете, но для меня их отношения — пример настоящей любви. Только пройдя через время возможно так сказать. Хотя я не мог знать их внутренних отношений, со стороны выглядело именно так. Бывает, видишь пару и думаешь: вот это настоящая любовь! Но ведь часто все не то, чем видится.

А что на ваш взгляд спасет мир, если не красота?
Не хочется говорить банальностей, что доброта и человечность… Есть какая-то черта в людях, кто-то совестью это называет или душой, так вот, это такая вещь загадочная, которая все-таки держит на плаву весь мир. Мы так стремимся себя уничтожить… Наверняка это тоже мощно заложено в человеческой природе — жажда власти, денег. Но в какой-то момент кто-то просто спасает котенка, дает нищему денег, делится хлебом… В конце концов иррациональное берет верх, и потому всегда есть надежда.

Недавно вышла еще одна премьера с вашим участием — «Мой Брель». Это поиски нового жанра или вечер актерской песни в сопровождении оркестра театра?
Это просто афера. Началось все с «Фойе for You» — концерта у нас в театре, где музыканты и артисты исполняют то, что каждому из них хотелось бы сыграть или спеть. Такой уютный вечер с прекрасным видом на Moscow City. Я подумал взять песню Жака Бреля, так как его обожаю. Мой коллега Юра Титов тоже пел Бреля. Он услышал меня и предложил попробовать вместе. А так как Юра еще и сценарист, то взялся придумать сюжет. Я считал, что надо идти вглубь, понять, кто такой Брель, что это за личность. Но на русском, к сожалению, очень мало материала про него. И вот мы сидели, думали и решили поделиться своими историями. Мы подключили нашего актера и композитора Колю Орловского и на троих сделали компиляцию из полувымышленных историй, похожих на актерские байки, главная задача которых — заразить зрителей любовью к Брелю. Я никогда в таком жанре не работал, это какая-то любопытная форма, новая для меня. Юра настаивал на «стендапе», я же был категорически против этого слова. Назвал бы это концертом с драматическими вкраплениями, коими и являются песни Бреля.

Юра, к какому социальному классу можете себя отнести? Можно сказать, что вы богема?
Не дай бог! В этом слове какая-то элитарность звучит. Наверное, актерская профессия могла бы стать такой, если бы сейчас не существовало огромного количества актеров — плохих и хороших, обиженных и довольных, блатных и случайных… То есть актерство стало способом или заработать денег, или получить какую-то славу, которая ничего не стоит. Как говорила мой педагог Римма Гавриловна Солнцева, профессию актера можно сравнить с профессией шахтера. Пётр Наумович тоже всегда был требователен к нам, к себе, ко всем вокруг — по поводу культуры, по поводу слоя, который в произведении разбирается, — исторического, философского, лингвистического, и еще необходимости понять, как все это соотносится с современной жизнью.

Сейчас что может вам поднять настроение за минуту?
Какая-нибудь песня хорошая, вкусная еда, воспоминание приятное, шутка. Помню, мы были на карантине, все театры позакрывали, и я тоже подумал: «Чего я буду в Москве с семьей торчать?» Мы прыгнули в машину, уехали в деревню и с марта по июль были на природе. Такого счастья я никогда не испытывал! Мы тут в городе все пашем, пашем, и многое мимо нас проходит! А иногда какая-то мелочь, которую ты прежде не замечал вовсе, вдруг тебя приподнимает в хорошем смысле. Какое-то открытие в плане ежесекундности: ты шел и вдруг увидел, что, оказывается, синицы в Москве давно живут и летают, и ты такой: «Ну их же не было, а вот они уже есть! Приятно, черт побери!»

Какой фразой вы бы себя описали?
Мне просто нравится читать какие-то мудрые высказывания, мысли, и я периодически думаю: «Как это здорово, как точно!» Сейчас делал себе дизайн футболки, взял слова Чарльза Буковски и налепил на спине такую надпись: «Обычно я плох. Но когда я хорош, я хорош дьявольски». Не кредо, а просто мне это высказывание нравится.

Источник: «Философия отдыха»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100