In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Лариса Каневская
«Мнение», 8.04.2023

Спектакль «Двадцать третий»

Мастерская Петра Фомнко

«Мир во всем мире – никогда еще не говорили об этом так много и не делали так мало…» «Одной мировой войны должно быть достаточно, чтобы люди одумались…», – так считали герои Ремарка, но так, увы, не случилось.

Сегодня романы Ремарка, которыми в 60-70-х гг. прошлого века зачитывалась советская интеллигенция, кажутся чересчур наивными. Романтику из наших людей повыбивал постперестроечный цинизм девяностых, а потом окончательно добил эгоистический инфантилизм двухтысячных гг.

Однако «Черный обелиск» (инсценировка Юрия Буторина и Владимира Топцова) недаром привлек внимание художественного руководителя Театра Петра Фоменко Евгения Каменьковича. И дело не только в прямой временной параллели между нынешним годом и тем же 23-м сто лет назад. В 2023 году, как и в 1923, мировое сообщество вновь в полном разладе, рушатся судьбы миллионов людей, попавших в передел мира. Люди, гордо провозгласившие себя царями природы, не признавая собственную ничтожность и беспомощность, махнув рукой, прожигают отпущенные годы.

Художник-постановщик Александр Боровский оформил спектакль в тревожных черно-желто-красных тонах. Декорации последовательно сменяют друг друга, то взлетая ввысь и зависая над сценой, то опускаясь на место действия. Похоронная контора Кролей выстроена в виде стены из черных гробов с кроваво-красным нутром. У психиатрической клиники – желтая стена с ящичками и дверцами. В ночном клубе – нервно-красное пространство. В этих же тонах выдержаны костюмы героев (художник Мария Боровская). Трехцветная гамма красноречива, выразительна, ярка.

«Двадцать третий» – новая постановка в духе режиссера Евгения Каменьковича: действия мало, литературной прозы много, но сейчас все эти разговорные подробности, как никогда, актуальны. Настоящая классическая литература (а Ремарк – хорошая литература) помогает каждому следующему поколению, в том числе, и потерянному, осознать себя во времени и пространстве. Крайне полезно подумать о вечном – как прожить остаток дней, если остался всего месяц. А если – неделя? Или день?

Несправедливо устроен человеческий мир: много десятилетий обсуждается проблема ухода неизлечимых больных, долго и мучительно умирающих, а ведь многие из них мечтают, уколовшись, тихо и мгновенно избавиться от мук. В результате военных действий страдают и гибнут миллионы здоровых людей, которые хотели бы жить да радоваться, но это даже не обсуждается. Никто не может разрешить эту проблему. Почему-то бесчеловечность невозможно прекратить.

Людям в 23 году думать некогда: они ежеминутно следят за курсом доллара, который резко растет, опрокидывая надежду на стабильность. Жестокая инфляция обесценивает не только материальное, но и духовное существование. 

Германия, в которой живут герои Ремарка, никак не может оправиться от Первой мировой войны, люди унижены и жаждут возмещения убытков, неважно, за чей счет. Главный герой Людвиг Бодмер (Юрий Буторин) пассивно и безучастно наблюдает за изменениями в окружающих людях не в лучшую сторону. Людвиг любит нежную неземную Изабеллу/ Женевьеву (Дарья Коныжева), утешается с вполне себе земной, разудалой, разбитной циркачкой Гердой (Полина Айрапетова), в меру выпивает с верными друзьями, бывшими однополчанами братьями Кролями – Георгом (Олег Топцов) и Генрихом (Дмитрий Захаров), но никаких решений не принимает, ждет, когда само образуется. Людвиг напоминает нынешнее поколение детей двадцать первого века своей «запоздалой молодостью», нежеланием взрослеть. Время перемен крадет у формирующегося поколения радость жизни, инфантилизм двадцати-тридцатилетних – сознательный уход от жестокой реальности. Напиваясь в кабаках или дома, можно забыться, а, протрезвев, снова напиться, заменив тяжелым сном еще более тяжелую явь. Не дремлют только нациоанл-патриоты. Что-то смутно напоминают их претензии соотечественникам:
– Вы, что, не уважаете гимн собственной страны?
– Где вы были во время войны?

В спектакле есть колоритные сцены: мясник Вацек (Тагир Рахимов) с упорством дворняги мочится на черный обелиск, выставленный у похоронной конторы в качестве образца, а его неверная жена Лиза (Ксения Кутепова), вечно пьяная и побитая жрица любви, разукрашивает свою постылую (зато сытную жизнь) адюльтером.

Самые здравомыслящие люди в городе – Пастор (Степан Пьянков) и Доктор (Олег Любимов), но повлиять на ситуацию и они не в силах. Правда, одна пациентка Изабелла/Женевьева (Дарья Коныжева) все же покидает стены желтого дома, но кто знает, где безопасней. Любовь Людвига (Юрий Буторин) не в силах преодолеть всеобщее сумасшествие. 

Спектакль «Двадцать третий» оставляет в душе смешанные чувства. История учит тому, что жизнь ничему не учит. Эпоха перемен сродни стихии, от нее укрыться трудно. Остается уповать на мудрость царя Соломона: «Все проходит, и это пройдет …».

Безысходность все же не полная, пока у некоторых, пусть и безучастных людей, сохраняется чувство юмора.

P.S. Нельзя не упомянуть яркие актерские работы Александры Кесельман и Екатерины Смирновой (девицы легкого поведения: Фрица и «Железная лошадь»), а также Павла Яковлева в роли добродушного прожигателя жизни, хозяина ночного клуба.

Источник: независимый интернет-журнал «Мнение»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100