In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Губайдуллина
«Известия», 10.04.2012

«В театре единоначалие лучше демократии»

10 апреля «Мастерская П. Фоменко» представит премьеру «Театрального романа» в постановке Петра Фоменко и Кирилла Пирогова — одну из самых интригующих постановок нынешнего сезона. Накануне спектакля корреспондент «Известий» встретилась с ведущей актрисой «Мастерской» Мадлен Джабраиловой.

 — Герой романа Булгакова — Московский художественный театр. А ваш театр мог бы дать повод для книги?

 — Думаю, любой театр мог бы стать поводом для литературного произведения. И наш не исключение. Но зрителю, как правило, незаметны внутренние разногласия. Он видит уже результат — верхушку айсберга. Когда рождается спектакль, личные амбиции подчиняются общей цели — чтобы поднять бревно, нужна не одна пара рук. Булгаков не понаслышке знал, что происходит за кулисами. И гениально это описал. Только в театре все растянуто во времени, а у него сжато, спрессовано.

 — В книге много совпадений с театральной повседневностью?

 — Абсолютно все про театр. И атмосфера, и поведение людей и то, как репетируется спектакль. Человек, не знакомый с театральным процессом, может многого не понять в романе, просто прочитает как некий анекдот. Или, как главный герой романа Максудов, окажется в растерянности.

 — Максудов — чужой в театральном мире?

 — Скорее, новичок. Ему, как Алисе, оказавшейся в Зазеркалье, на новой «клеточке шахматной доски», объясняют устройство этого мира, некоторые правила поведения. И «этот мир» ему нравится. Да, он полон загадок, как говорит сам Максудов, но он вызывает интерес. И к нему самому, как к автору, интерес колоссальный. В «Мастерской П. Фоменко» были случаи, когда авторы читали нам свои пьесы, но дальше читки дело не двигалось. А тут Максудов приглашается после читки к главному режиссеру, позднее пьесу будут репетировать на Основной сцене. Другое дело, что возникают по ходу дела недоразумения и препятствия — но это та самая «театральная кухня». Для автора, возможно, процесс мучительный, но для театра — естественный. Булгаков в этом смысле хитрый писатель, коробочка в коробочке, секрет в секрете. Он описывал себя по отношению к театру, и себя же высмеивал. Мне кажется, «Театральный роман» — не о трагедии отверженного человека и театра, который его растаптывает, а о чем-то посложнее.

 — Максудова постоянно унижают. Достаточно вспомнить хотя бы сцену подписания договора.

 — А когда мы в кино подписываем контракты? Очень похожая ситуация, торги те же самые. Особенно с начинающими артистами. «Какой вы замечательный актер! Но у нас так мало денег».

 — Почему театральное пространство непосвященным всегда кажется загадочным?

 — Может быть, дело в особой атмосфере. Магия театра завораживает — люди занимаются каким-то увлекательным делом и иногда непонятно «из какого сора» сплетается результат.

 — Вы еще в детстве попали за кулисы Театра на Таганке, где в то время играл ваш отец Расми Джабраилов. Помните свои впечатления?

 — Я понимала, что мир театра отличается от обычной жизни, но не удивлялась. Разве ребенка удивляет игра? В детстве настолько естественно одно перетекает в другое, что возможно оживить любой предмет. Я пошла по стопам папы, а не стала журналисткой, как мама. Играющие в увлекательно-непонятную игру люди или печатная машинка и кипа листков. Что интереснее ребенку? Естественно, театр. Так я его и запомнила — в атмосфере общего дела, в котором участвует много людей, абсолютно разных. Сейчас они сидят и пьют чай, и вдруг куда-то побежали, и почему-то на сцене они уже совершенно другие. 

 — В «Театральном романе» вы играете Августу Менажраки. Булгаков изобразил в ней секретаря Станиславского Рипсиме Таманцову. А современные прототипы у вашей роли есть?

 — Так как роль немногословная, я сделала акцент на внешности. Когда думала о своей героине, вспоминала об английской актрисе Хелене Бонэм Картер с ее непослушной гривой волос, как будто из головы торчат какие-то пружинки. Менажраки — греческая фамилия. Надо было придумать запоминающийся образ.

 — Она властная женщина, командирша?

 — Такой мы ее видим в момент, описанный Булгаковым, и не знаем, какая она в других ситуациях. Думаю, она — человек серьезный. Станиславский (в романе — Иван Васильевич) слушает всего трех человек, в том числе и ее. На таких людях и стоит театр. Она дышит театром, живет им - абсолютно театральный человек.

 — Булгаков рассказывает о театральном двоевластии, но в каждом лагере «Независимого» (то есть Художественного) театра выстроена четкая иерархическая система со своим монархом во главе. Монархия в театре необходима?

 — В театре единоначалие лучше демократии. Это один из тех организмов, где необходимо подчинение. Собственно, художественный руководитель и задает тон работы в театре. Почти все события связаны с его образом мыслей и вкусами.

 — Кто придумал поставить «Театральный роман» в «Мастерской П. Фоменко»?

 — У нас в театре бывают показы самостоятельных работ. Некоторые стали поводом для спектаклей. Иногда сам Петр Наумович предлагает посмотреть тот или иной материал. Кирилл Пирогов заинтересовался «Театральным романом» из его списка, показал небольшой отрывок. Петр Наумович попросил продолжить. Работа стала разрастаться. В какой то момент к работе подключился и сам Фоменко.

 — У произведений Булгакова — странная слава. Говорят, в них не стоит глубоко погружаться.

 — Да, непростой автор. Энергетический заряд романа провоцирует круговерть в жизни. Часто описанное в «Театральном романе» с буквальной точностью происходило в жизни. Да и в том, что мы так долго, полтора года, делали этот спектакль, есть тоже что-то от булгаковской фантасмагории. 


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100