In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Глеб Ситковский
«Ваш досуг», 11.04.2012

«Театральный роман»: еще раз про любовь

«Мастерская Петра Фоменко» готовится к премьере булгаковского «Театрального романа». Авторы спектакля — режиссер Петр Фоменко и актер Кирилл Пирогов.

Вряд ли хоть кому-нибудь накануне этой премьеры придет в голову осведомиться у Фоменко: «Почему вы, Петр Наумович, выбрали эту вещь Булгакова?» Если чему и следует удивляться, то только тому, что спектакль не появился на свет много раньше. Всем очевидно: «Театральный роман» — идеальный материал и для самого Петра Фоменко, и для его актеров. О том, что актеры — это лучшие люди на свете, способные в коллективном творческом порыве преобразить паскудную действительность, по-разному доказывалось и в вахтанговском шедевре Петра Фоменко «Без вины виноватые», и в «Сказке Арденнского леса», и в «Египетских ночах». Как же было не встроить в этот впечатляющий контекст постановку по едва ли не лучшему отечественному роману о людях театра?..

Говоря о Фоменко, можно прибегнуть к высокопарным выражениям: большой режиссер, который во многих спектаклях воспевает актерское братство. А можно по-другому: едва ли не единственный режиссер в России, который сумел сколотить в своем театре это самое братство. «Фоменки» — это, конечно же, не просто трудовой коллектив, выполняющий указания своего худрука. Это и есть настоящий автор всех спектаклей Петра Фоменко. Рождению на свет спектакля «Театральный роман» тоже способствовал коллективный замысел. Да, Петр Наумович сам давно подбирался к книге Булгакова. Но неизвестно, вышло ли бы что-нибудь из этой затеи, если бы не Кирилл Пирогов, которому сильно захотелось сыграть главного героя романа, литератора Сергея Максудова. Настолько захотелось, что поневоле впервые в жизни пришлось самому стать
режиссером.

Полтора года назад Пирогов показал небольшой фрагмент будущего спектакля на так называемом «вечере проб и ошибок» (на таких вечерахв театре попробовать что-то сыграть или поставить может каждый участник труппы). Фоменко дал добро: репетируйте, дескать, сами, а там поглядим, что получится. Они и репетировали. Самостоятельно подбирали костюмы, подключали к работе над романом своего давнего сотоварища, режиссера Ивана Поповски. Вначале думали, что это будет камерная постановка для крохотного старого зала «фоменок», но потом поняли: тесно. Зато теперь, к моменту премьеры, размахнулись настолько, что при содействии сценографа Владимира Максимова актеры осваивают и глубину большой новой сцены, и вертикаль, говорят, даже от зрительного зала «оттяпали» кусочек.

В масштабной истории, рассказанной Булгаковым, у каждого персонажа, как известно, имеется реальный прототип. Под Независимым театром подразумевался Художественный, а за фигурами его директоров Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича стоят Станиславский и Немирович-Данченко. Ивана Васильевича у «фоменок» играет не стремящийся к портретному сходству со Станиславским Максим Литовченко, а вот Аристарха Платоновича мы не увидим — ведь он в Индии. Его письма с указаниями актерам будет зачитывать секретарь Аристарха Платоновича Поликсена Торопецкая в исполнении Галины Тюниной.

Нет сомнений, что в этом спектакле будет много смешного, но вряд ли обойдется и без горечи. Недописанный Михаилом Булгаковым «Театральный роман» обрывается на полуслове. Один из его последних пассажей — фраза Максудова: «Иссушаемый любовью к Независимому театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке, я вечерами ходил на спектакли». Спектакль «фоменок» — как раз об этой иссушающей любви-ненависти.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100