In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Мария Зерчанинова
«Lenta.ru», 17.04.2012

На стороне театра

В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Театральный роман» Булгакова

Актер «Мастерской» Кирилл Пирогов пробует свои силы в режиссуре, ставя спектакль-мистификацию, — в полном согласии со вкусом своего Мастера Петра Фоменко и под его бдительным руководством. Играют «старики» — сам Пирогов в главной роли, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Тагир Рахимов и молодые «фоменки», среди которых героиня «Шапито-шоу» Вера Строкова. Из приглашенных — Людмила Максакова.

Театру всегда было интересно говорить о самом себе — порой размышляя о психологических проблемах творчества, порой подтрунивая над законами и устоями своего маленького, но отдельного государства. Так, совсем недавно в «Мастерской», где теперь будет идти «Театральный роман», играли «Персону. Мэрилин» из Варшавы, спектакль польского театрального гуру Кристиана Люпы о Мэрилин Монро и ее не воплощенных на сцене ролях. Год назад здесь же гастролировал израильский театр «Гешер» с «Шестью персонажами в поисках автора» Луиджи Пиранделло, быть может, самым гениальным размышлением театра о своей природе.

Роман Булгакова о горемычном драматурге Максудове и мытарствах его пьесы «Черный снег» в стенах знаменитого Независимого театра стоит в том же ряду. Но мрачноватую булгаковскую сатиру на театральные нравы «фоменки» превращают в уморительно смешной шарж, в том числе и на самих себя.

Роман «Записки покойника», написанный после окончательного разрыва Булгакова со МХАТом, насквозь автобиографичен. На его страницах автор изживает глубокую обиду и непреодолимую тягу к великому театру, в котором он проработал больше десяти лет. На подмостках МХАТа с огромным успехом шли его пьесы, за кулисами же писатель пережил немало унижений. У каждого персонажа романа вплоть до мелких служек есть реальный прототип, ну а реальная основа событий — это история написания и постановки «Дней Турбиных», первой булгаковской пьесы. Станиславский, а именно он стоит за образом режиссера-небожителя Ивана Васильевича, хорошенько помучил автора — тот переписывал свою пьесу семь раз. В романе выведен почивший на лаврах старик, знаток испытанных театральных рецептов — сценическая условность ему уже давно заменила жизненную правду. Иван Васильевич, например, твердо убежден, что на сцене эффектней заколоться кинжалом, чем застрелиться из пистолета, будь ты хоть трижды герой Гражданской войны. Новоиспеченного драматурга Максудова — и без того-то неврастеника — столкновение с театральной рутиной и закулисными интригами приводит в отчаяние. Хоть «Записки покойника» вещь незаконченная, мы с самого начала знаем: Максудов бросится с моста.
Надо сказать, что в спектакле тема надломленной судьбы художника отступает на второй план. Кирилл Пирогов превосходно играет романтических героев, но только не ипохондриков. На сцене «Мастерской» он создает замечательные образы утонченного арабского поэта Имра в «Отравленной тунике» или дерзкого и страстного Дон Жуана в «Триптихе». Благодаря своей музыкальности он прекрасно чувствует стихи, а однажды даже подыгрывал французской диве Фанни Ардан в оратории Оннегера «Жанна Д'Арк на костре», в два счета разучив по-французски сложные стихи Поля Клоделя. Нетрудно представить себе Кирилла Пирогова в тех ролях, которые играл когда-то Олег Даль. Кроме разве что одной — роли Печорина. Холодность и желчность — не его стихия. Максудов у Пирогова вял, совсем лишен нерва и злости булгаковского героя.

Да и в общем замысле спектакля ему отведена роль лица пассивного. В том круговороте событий, в который он попадет за кулисами, Максудов лишь претерпевающий. Зато мир закулисья подан тут ярко и гротескно, в лучших традициях «Мастерской». Необъяснимые для Максудова сцены в предбаннике, таинственная перегруппировка сил за его спиной, всеведущие секретарши, кабальные условия контракта, подписанного со странной легкостью — и всей этой чертовщиной правит чья-то незримая рука. Петр Наумович всегда любил мистификации. Любил их и Михаил Афанасьевич, но только в истории о том, как из автора в театре выпили «кастрюлю крови», он был на стороне бедолаги-автора. А вот Фоменко, похоже, всецело на стороне театра с его упоительной стихией игры, порой столь жестокой по отношению к непосвященным. Робкий, длинноволосый драматург в мешковатом костюме, все прижимающий к груди растрепанную рукопись, увы, выглядит за кулисами чужаком.

Сам Иван Васильевич, эдакий Воланд, выезжает со всей своей обстановкой из-под земли. В пенсне, укутанный в плед, Максим Литовченко очень похож на Станиславского. Барственность режиссера, его манеру говорить тихо и отрывисто актер уловил очень точно. В своей стариковской блажи он необычайно смешон, но и непререкаемо авторитетен — спорить бесполезно.

Апофеозом спектакля становится сцена разбора «Черного снега» стариками-основоположниками, то есть мхатовцами первого призыва. Гонения на пьесу объясняются обезоруживающе просто. Она не подходит старикам, ее персонажи скандально молоды!

Неожиданно все участники интриги и сами оказываются жалкими марионетками в руках непреложного театрального закона распределения ролей. Максудов расхаживает между застывшими манекенами, как угодно манипулируя этими волшебниками, разом лишившимися своей силы. Эта немая сцена в исполнении старшего поколения «фоменок» полна самоиронии: «Над чем смеемся? Да в том числе и над собой».

Оставляя без внимания последние сцены романа, Фоменко с Пироговым заканчивают спектакль оптимистично. Судьба «Черного снега» так и не известна, зато Максудов не погибает, а садится писать следующий роман. В финале спектакля звучат его первые строки — начало «Мастера и Маргариты».

Театр и драматург разошлись бесконфликтно, по-хорошему, каждый вернулся к себе. Автор со своей правдой капитулировал в мир прозы, а театр остался со своими проверенными рецептами колдовства. Однако хэппи-энд «Театрального романа» выглядит пресновато и даже сомнительно, ведь в «Мастерской», как и в Независимом театре, новых авторов побаиваются. Окажись среди зрителей новоявленный Максудов, он бы, наверняка, увидел в таком финале предостережение и отправился бы в другой театр.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100