|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Театральный роман (Записки покойника)
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Елена Губайдуллина «Трибуна», 4.05.2012 В стране интриг и иллюзий«Театральный роман» Булгакова — это театральное искушение. Темы закулисья, внутренних интриг, запутанных производственных процессов захватывают. Зрителям интересно все тайное, а скрытое от глаз тяжелым занавесом недоступно посвященным. Но то, что для публики тайна, для актеров ежедневный быт, порой доходящий до абсурда. Пародировать такое — отдельное удовольствие.
Парадоксы театральной магии, неразрывные от прозы театральной кухни, в спектакле «Мастерской П. Фоменко» вышли на первый план. А горькая, автобиографичная драма писателя, тема его непростых отношений с Художественным театром (названным в романе «Независимым») несколько стушевались перед натиском обаятельного гротеска. И хотя повествование, как и в книге, идет на сцене от лица Максудова (alter ego самого Булгакова), то «Театральный роман» в «Мастерской» рассказывается от имени театра. «Основоположники», «середняки», актерская молодежь, администраторы, секретари, управляющие… Многочисленное театральное население, как мозаика из ярких мини-портретиков, сложилось в коллективного героя, ставшего главным. Театр в этом спектакле уверенно отстаивает свою, лицедейскую «правду», зачастую выдавая за нее изысканную ложь. Новичок, не чувствующий всех тонкостей и подводных течений затейливого закулисного существования, обречен быть отверженным.
Кирилл Пирогов в роли Максудова не стал сопротивляться ситуации, подтвердив истину, что театр — искусство коллективное, а актер, даже играющий главную роль, — не солист, а участник коллективного процесса. Хотя, наверное, если бы Пирогов захотел, мог бы написать свой захватывающий роман об истории этой постановки. Рассказал бы о том, почему из списка литературы, предложенного Петром Наумовичем, выбрал именно эту книгу. Поведал бы об удачном самостоятельном отрывке — первой режиссерской пробе. О дальнейших режиссерских мытарствах — возможно ли, постоянно находясь в действии, еще и руководить остальными? О том, что привнес в постановку подключившийся на определенном этапе Иван Поповски. Что сделал сам Петр Наумович, взявшийся спасать положение…
А пока мы читаем эту «книгу», глядя на сцену. Видим дрожащее пятно света, пробивающееся сквозь густой мрак, белое облако дыма, слышим таинственную музыку Ильи Саца к «Синей птице»… Наверное, именно так снисходит вдохновение, волнуя предчувствием замысла новой реальности. В редкие минуты одиночества Максудов Пирогова, поглощенный творчеством сочинителя, великолепен. Одухотворенным взглядом следит за миром, рождающимся в его воображении и неведомым образом обретающим самостоятельность. Театр реальный и театр придуманный сливаются воедино. Пленник иллюзий Максудов идеализирует заповедное пространство, куда ему путь заказан. Пытается вникнуть в его законы, и ничего не понимает. Репетиции, интриги, совещания, новые интриги… Непреклонные секретарши бдительно берегут симметрию раскола в Художественном театре (действие романа охватывает время ссоры его основателей). У правой кулисы, возле портрета Немировича-Данченко, — Поликсена Васильевна Торопецкая (Галина Тюнина) — ловкая в делах и суровая с каждым, кто не вовремя попадет под руку. Слева, при Станиславском, — властная Августа Менажраки, сочно сыгранная Мадлен Джабраиловой. Щегольская шевелюра непокорных волос, горделивый вид, лукавый прищур вечного пересчета в уме цифр, параграфов, ходов тщательно простроенных интриг… С такой, на всякий случай, лучше держаться поосторожнее.
Кульминация гротескного путешествия Максудова — читка пьесы отцу-основателю Ивану Васильевичу (если бы Станиславский, послуживший его прототипом, взглянул на «себя» в исполнении Максима Литовченко, то позабыл бы свое знаменитое «не верю»). Но и эта встреча не просвещает, а все больше запутывает неофита. Роль доброго наставника берет на себя артист Бомбардов (сосредоточенно сыгранный Никитой Тюниным). Именно благодаря ему сцена со старейшинами театра, разбирающими пьесу Максудова, превращается в подобие кукольного балета. Бомбардов многое проясняет новичку, рассеивает наивные иллюзии, ниспровергает авторитеты. Театр жесток к чужаку. Производство, отлаженное до последней шестеренки, отвергает человека творчества. И в финале Максудов уходит в тот же белый дым, увлекаясь новым великим замыслом, проговаривая строки романа о Мастере и Маргарите, не испытывая никаких мук отчаяния из-за несбывшихся театральных надежд.
Спектаклям «Мастерской П. Фоменко» свойственно расти со временем. Наверняка окрепнет и «Театральный роман». Возможно, и в роли Максудова усилится горечь и драматизм личности, не принятой миром, куда он так стремился. Ведь это — давняя актерская тема Кирилла Пирогова, пронзительно играющего и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Беранже в «Носороге», и Фауста в «Триптихе».
Другие статьи- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфы, Ольга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- В Петербурге завершились гастроли московской «Мастерской Петра Фоменко», Анастасия Ким, «РБК Daily», 25.03.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман», Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в Петербург, Светлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Я верю, Татьяна Власова, «http://www.teatral-online.ru», 19.11.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова., «Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
|