In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ




« Журнал “Film Sense”», 05.2012

Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’

Интервью: Виктория Локтева-Добрынина, Андрей Апостолов

Вера Строкова – артистка театра, кино и «Шапито», девушка эмоциональная и непосредственная.

Расшифровывая интервью с ней, мы столкнулись с проблемой: ремарку «смеются» приходилось ставить так часто, что в какой-то момент от нее уже рябило в глазах. Поэтому мы решили ограничиться этим вступлением и предупредить читателя, что на протяжении всего нашего разговора с Верой смех является неотъемлемой его частью.

Вика: Если посмотреть ваш послужной список, он пока невелик, пять ролей в кино, с десяток – в театре, но в нем достаточно ролей, о которых мечтают многие молодые актрисы: Наташа Ростова, Соня Мармеладова, кэрролловская Алиса, жена Штирлица, в конце концов. После всего этого у вас еще остались роли мечты?

Вера: Нет, это раньше было принято спрашивать об этом, а актеры всегда знали ответ на такой вопрос. Сейчас кого не спросишь, что вы хотите сыграть – нет ответа. Потому что раньше, в классическом театре, можно было себе представить, как это будет. А сейчас я, например, хочу сыграть Джульетту, но придет какой-нибудь режиссер и поставит ее так, что получится совсем не то, что я себе представляла. Поэтому сейчас, наверное, лучше спрашивать « кем вы хотите поработать», чем «что вы хотите сыграть».

Вика: А поработать с кем вы хотите?

Вера: Мне очень везет. С теми, с кем я работала, я бы поработала с удовольствием еще. И с Сережей (Сергей Лобан. – Film Sense), и с Сергеем Владимировичем Урсуляком. С кем еще я хотела бы поработать?.. С Мельниковым. Может быть, с Тодоровским…

Вика: А когда вы работаете над ролью классического репертуара, как-то учитывается опыт предыдущих их воплощений другими актрисами, что-то берете у них или, может, играете на контрасте?

Вера: Нет, нет.

Андрей: То есть, когда вы играли Наташу Ростову, для вас не существовало ни Одри Хэпберн, ни Савельевой?..

Вера: Да, я ничего не смотрю. Но я люблю, если идет где-то спектакль с тем же названием, посмотреть, что другие делают, в плане целого, трактовки произведения. 

Андрей: А «Войну и мир» с Агуреевой вы смотрели? Вы же играете там по очереди.

Вера: Да, конечно. Когда меня вводили, я смотрела спектакль много-много раз подряд, и диск у меня был, запоминала все детали, переходы.

Андрей: К нам во ВГИК намедни приезжал Олег Павлович Табаков. Он приехал рекламировать Путина, но наткнулся на то, что ребята с актерского факультета рекламируют себя. Но меня там приятно удивили наши актеры: они постоянно спрашивали его об актерских школах, системах. А насколько для вас важен теоретический аспект профессии?

Вера: Ну, чем дольше я работаю, тем он важнее. В начале вообще все было абсолютно неважно. Когда мы поступали, казалось, что все и так понятно. Но чем больше я работаю, тем больше понимаю, что надо перечитывать теорию. 

Андрей: Перечитываете?

Вера: Да. 

Андрей: А кого? Станиславского?

Вера: Система есть система. «Работа актера над собой» – отличная книга. Все читают, но никто ничего не делает из того, что там написано. Да и система универсальной быть не может, актеры очень разные, невозможно учиться по книжке, что-то взять можно только от живого общения. У меня остались педагоги из Щуки, которым я иногда звоню: «Аааааа! Что делать?!», они меня хорошо знают и помогают.

Андрей: Если вернуться к вашему послужному списку, можно заметить, что есть две Веры Строковы: ваш театр молодой, но респектабельный, и играете вы там классический репертуар, а в кино вы работаете с молодыми, не очень популярными режиссерами – Бардин, Лобан, но тем не менее, именно они – наше новое отечественное кино. Вы не хотите себя попробовать в новом театре, как та же Агуреева? Вы следите за современным процессом, и как вы видите себя относительно него?

Вера: Слежу, конечно. Полина просто нашла своего режиссера, Рыжакова, это очень важно.

Андрей: Вы бы хотели найти своего режиссера?

Вера: Я работаю с Петром Фоменко.

Андрей: А в кино? Как в советское время принято было…

Вера: Это – самый эффективный способ работы, конечно, хотела бы. С Сережей Лобаном мы сошлись просто по-человечески, это важно в работе. А то, что я хожу на пробы с пересохшим горлом, все это абсолютно безрезультатно на самом деле. Потому что либо есть контакт сразу, как с Сережей, с Урсуляком, либо его нет, и тут я ничего не могу сделать. Я была последний раз на пробах, там офис, стоят столы, компьютеры, стоит режиссер, в руке у него камера малюсенькая. Меня одели в костюм Анны Карениной. В офисе. Я в шляпке.

Андрей: На Каренину пробовались?

Вера: Нет, просто костюм. В нем Анну Каренину играли. Я думаю: «Отлично!» И у меня партнер в джинсах и рубашке. Меня сразу это начинает выбивать из колеи. Он мучил меня, мучил, мы посмотрели друг на друга и разошлись. В большинстве случаев это так и происходит. 

Андрей: Анну Каренину сейчас Кира Найтли играет. Я уже подумал о работе «Кира Найтли и Вера Строкова. Сравнительный анализ».

Вера: Не надо, пожалуйста…

Вика: Среди режиссеров Новой драмы, Театра.doc есть кто-то, кто вам интересен?

Вера: Там режиссеров для меня нет. Может, я не видела что-то, надо больше смотреть. Но то, что я видела, это… Cейчас скажу что-нибудь крамольное…

Андрей: Какая крамола? Они на сцене такое творят, что мы можем чувствовать себя абсолютно раскрепощенными.

Вера: Много разного, и хорошего, и плохого есть и в Новой драме, и в классической постановке. Просто есть хорошие режиссеры и плохие. Нам Фоменко все время говорит: «Не важно, что получилось, важно, чего мы хотели». Тут надо пообщаться и понять, что хотели сделать, а я мало с кем из режиссеров общалась.

Андрей: А что для вас «Алиса»?

Вера: «Алиса»?.. Это эпоха в жизни. Все эти декорации когда привезли, они же там ездят, перемещаются, у меня первое время была ужасная ревность к ним. «Почему я должен тут двигать это все?!» Говорят: «Иди туда! Двигай! Куда пошел?! Сюда! Аккуратно, это опускается!» А еще на нас одели костюмы, которые половину первого акта все только сидят и рассматривают. Но красиво. Я не могу сейчас оценить, наверное, он лучше стал. Мы много пахали, чтоб там что-то было. Думаю, какая-то мысль там сейчас появилась.

Андрей: Дети ходят?

Вера: Дети ходят. Кричат.

Андрей: Дети, мне кажется, самый честный зритель.

Вера: Ну, если два родителя и ребенок, то это самый нечестный, потому что он сидит парализованный.

Андрей: Сами смотрели детские спектакли?

Вера: Ой, один раз я была на «Синей птице», и у меня осталось омерзительное впечатление от Хлеба.

Андрей: Он был толстый?

Вера: Да, толстый, в форме какашки.

Андрей: У нас в школе в пятом классе ставили спектакль «Синяя птица», и роль Хлеба дали толстой девочке, очень непедагогично. Но ничего, справилась.

Вика: А как реагируете, когда дети кричат?

Вера: Я смотрю на них грозно. И они сразу стихают.

Андрей: Театр для вас важнее кино?

Вера: Да. Там жизнь целая проходит. Там затраты энергии гораздо больше. Поэтому это дороже.

Андрей: Но Шапито-шоу – это же не только кино, это обширный проект. И Вера Строкова выглядит в нем как приглашенная звезда, профессиональная актриса в ряду энтузиастов, которые строят полусиндикалистскую коммуну художников… Вы ощущаете себя внутри этого движения или?..

Вера: Да нет, я там лох полный. Просто меня пожалели и взяли. Они снисходительно очень относились к моей неграмотности киношной. В первый год, когда мы начали общаться с Лобаном, я поняла, что он где-то на заоблачной высоте находится. Я хлопала глазами первое время. Попросила Сережу, он составил мне список литературы на лето, список фильмов, которые я обязана посмотреть. Я все честно смотрела.

Андрей: Что там было?

Вера: Весь Ларс фон Триер…

Андрей: Посмотрели?

Вера: Да!! Жесть полная!.. Я смотрела последний его фильм…

Андрей: Меланхолия. 

Вера: Да, Меланхолия. Я смотрела фильм, когда вышла из кино, ругалась матом про себя на этого человека, потому что он, сссс….а, меня обманул и изнасиловал, но талантливо. Что там еще было?.. Каурисмяки, этот кореец или кто там он?.. Давайте, помогите.

Вика: Вонг Кар-Вай?

Вера: Да, он, спасибо.

Андрей: Как Вика сразу поняла, хотя он не из Кореи, а из Гонконга.

Вика: И как вам?

Вера: Отлично. И Каурисмяки мне понравился. И французский фильм «Двое на мосту» или как он там…

Андрей: Любовники с нового моста Лео Каракаса.

Вера: Да, да.

Андрей: А для вас вообще важна такая эрудированность?

Вера: До того, как у меня начали брать интервью, я поняла, что надо что-то почитать. У нас недавно был скайп с Самарой, они там смотрели фильм, и после просмотра была беседа. И как они пошли, пошли, пошли!.. Там какие-то собрались люди с квадратными головами, я не могла даже просто понять, о чем они говорят. Но там был Попов, который во всем этом очень подкован, и они так хорошо вместе провели время!.. А я сидела и думала: «Не дай Бог, у меня что-нибудь спросят!» …А вы как думаете, уровня Лобана есть сейчас современный режиссер?

Андрей: У меня есть фаворит – Илья Хржановский, режиссер фильма 4, сумасшедшего, совершенно потрясающего фильма. Сейчас он наконец-то снял свой фильм Дау.

Вика: Он для него построил целый город, где актеры жили, носили костюмы эпохи, пользовались старой валютой.

Вера: Я записала, посмотрю.

Вика: Дау интересно посмотреть, чтобы хотя бы понять, во что все это вылилось. Потому что это совершенно особая история, закрытый городок, сталинская эпоха.

Вера: …Я пробовалась на этот фильм! Я посмотрю, конечно… Меня заставили считать в уме!! Нет уж, лучше у Лобана в Крыму с «Агдамом»!

Андрей: А когда вы снимались в Шапито-шоу, для вас была осознанной некая раздвоенность в характере вашей героини? Сначала мы видим интернет-зависимого человека, который плачет из-за того, что лишен возможности выйти в сеть, а уже в следующем кадре видим живчика, который будто всю жизнь только по горам и лазил и никогда ни за каким компьютером не сидел.

Вера: Для меня она просто человек, который выбирает себе поле деятельности и вкладывается в него на 100%. Она выбрала интернет и вложилась туда: «Я зависима! Я зависима! Боже, Боже, что же мне делать?!»

Вика: Своеобразная Душечка?

Вера: Нет. Это нельзя оправдывать с точки зрения психологии. Это же архетипы. Поэтому нельзя сказать, Душечка или не Душечка… А потом она решила пойти в поход: «Все, я все знаю! Я приду, вот пункт А, вот пункт Б…»

Андрей: Да, мне показалось, что ваш образ в Шапито-шоу — это архетип поколения. Современный молодой человек живет в этом состоянии жажды живого опыта, воссоединения с природой, но при этом он замкнут в своем мире. К вашей героине даже любовь приходит из интернета, что определенно симптом. А сами вы активный пользователь?

Вера: Видео вКонтакте.

Вика: Да, когда мы готовились ко встрече с вами, мы изучили вашу личную страницу, увидели там в достаточно большом количестве видео с Роланом Быковым, аудио Вертинского. Почему Быков? Почему Вертинский? Кто еще?

Вера: Просто я такой человек, что-то читаю, выхватываю какие-то имена, иду, смотрю, если мне интересно, я зацепляюсь. Нет такого, что я панк, я гот, и все знаю про это! Это процесс самообучения, который очень спонтанный. Музыку какую я слушаю? Петр Наумович очень любит петь какие-то старые песни на репетициях, портовые какие-то… Но он делает это блестяще, с таким смаком! Он нам прививает эту культуру. И мне было бы интересно, если б в театре был какой-то вечер, где бы пелись старые романсы, потому что их никто не знает.

Андрей: Я увидел у вас записи Татьяны Кабановой, я сам поклонник этой непманской кабацкой культуры.

Вера: Она очень необычная.

Андрей: Вы бы пели так?

Вера: Если бы у меня был такой голос, я бы пела. Когда слушала Татьяну Кабанову, мне что-то представлялось, но посмотрела ее в записи и как-то приуныла, потому что надо было оформить это как-то по-другому. Есть русская певица какая-то в Америке… «Февраль. Достать чернила плакать», только это по-английски, а потом – куплет по-русски (Regina Spektor – Apres Moi. – Film Sense). И там та же история. Я долго-долго слушала диск, мне очень нравилось, а потом посмотрела клип абсолютно в попсовом стиле и…

Андрей: А еще я обратил внимание, у вас есть видео аргентинского танго. Это спонтанный интерес или вы занимаетесь где-то?

Вера: Вдруг встаешь утром и думаешь: хочу посмотреть аргентинское танго! Там есть ролик уличного танго, его я 6 раз пересматривала. Это очень-очень круто. Сама я не танцую.

Вика: Но вы замечательно танцуете в Шапито-шоу.

Вера: Я люблю плясать.

Вика: Правда или нет, мы в одном из интервью прочитали, что вы поступили в театральное училище только со второй попытки, так как в первый раз не смогли станцевать на вступительных экзаменах?

Вера: Танец – это очень личное. Меня просили публично что-то исполнять, а дома перед шкафом я хороша…

Андрей: Но в кино вы, как перед шкафом! Совершенно органично!

Вера: Там уже так все срослись, мы стали как старые треники с вытянутыми коленками друг для друга.

Андрей: Вот удивительно, настолько органично все в первой части, но существенно слабее оказалась вторая — «Уважение и сотрудничество».

Вера: А там нет женщины. Если бы Лобан кем-то разбавил ее… Но он же такой человек, что не будет прогибаться, у него есть цель и тема, и все.

Андрей: А вы Шапито-шоу сами видели? Много раз?

Вера: Один, на премьере.

Андрей: А вообще смотреть свои роли как вам? Многие не любят.

Вера: О, да! Аааа! Ооой! Ууу!.. Фу! Блин! Через какое-то время я, наверное, воткну диск, опять посмотрю. Потому что на премьере в «Октябре» я страшно потела и смотрела только на то, какой Сережа выбрал дубль.

Андрей: А у вас случилось разделение на «до Шапито-шоу» и «после Шапито-шоу»?

Вера: Нет. Только у меня теперь три букетика на страничке вКонтакте.

Андрей: Успех фильма на фестивалях был для вас ожидаем?

Вера: Нееет! Это шок!.. Сейчас была в торговом центре, там стоит мальчик и охраняет тележки… Я смотрю на него и думаю, ну как же?! Молодой парень, стоит, охраняет тележки… А главное, играл бы он в телефон!.. А он стоит и ковыряет какую-то бумажку, расправляет ее… И я думаю, могла бы и я тоже стоять и охранять тележки…

Андрей: ВКонтакте есть видео, где преподаватель зачитывает вслух сочинение абитуриента, который описывает биографию Ленина. И он там пишет, что у Владимира Ильича были сложные времена, денег в семье не было, поэтому он был вынужден раздавать листовки.

Вера: Я раздавала листовки тоже, когда не поступила в институт. В интернете есть клип, где девушка с огромным сердцем ходит по Нью-Йорку, но люди ее игнорируют, и со временем у нее сердце все меньше, меньше, меньше.. Я, что там, после школы только тоже поначалу так же работала, до того момента, как меня обокрали.

Андрей: Обокрали человека, который раздает листовки? Отчаянный поступок.

Вера: А главное, у меня сперли пакет, где были басни Крылова! Я готовилась к поступлению. Сумку свою положила, а это Курский вокзал, надо понимать… И смотрю, поворачиваюсь, нету сумки! И я рыдаю, потому что я не знаю, что делать без денег в Москве. И я рыдаю, иду в метро, говорю этой тетеньке, пропустите меня!.. А первое, что мне захотелось, это к маме.

Андрей: В Шапито-шоу в каждой части есть обличительная речь, она повторяется слово в слово практически — «ты страшный человек!», и все персонажи, которые становятся объектами этого обвинения, все они актеры. Ваша героиня, может, и несостоявшаяся актриса, но мы видим, как она поступает в театральное училище, во второй части ученик Мамонова, в третьей – сам Мамонов, и в четвертой – эрзац-Цой. Это наводит на довольно любопытные мысли об актерской специфике. Как актерство на характер, на отношения с людьми влияет?

Вера: То, что я работаю в театре, очень замыкает. Профессия публичная, но чем больше ты публичен, тем больше замыкаешься.
Даже, наверное, чуть дольше, чем необходимо. Вот эти странности появляются. Для них для всех есть причины. И для звездной болезни, для всего есть внутренние поводы. И потом в какой-то момент происходит вот это вот (картинно трясет пальцем, подражая Гурченко)…

Андрей: Вы сейчас это делаете, а я думаю: мы же должны это напечатать!.. Ничего не будет, ничего не останется.

Вика: Я тоже об этом думаю… Как подобрать слова?..

Андрей: Напишем «жестикулирует».

Вика: Но что такое «жестикулирует»? Нам нужен карикатурист, который будет, как в суде, сидеть и делать зарисовки.

Вера: Отличная идея! Сейчас уже все поняли толк в этих рисованных афишах, как в Шапито-шоу…

Андрей: Из того, что приходилось читать, и из того, что вы сейчас говорили, складывается впечатление, что вас эта публичность несколько тяготит. 

Вера: Да… Сейчас пошлые вещи буду говорить… Я очень не люблю наряжаться и приводить себя в среднестатистический вид. Чувствую себя фальшиво. Я предпочитаю нигде не показываться, потому что я не могу от этого никакого удовольствия получать, пока формат не изменится в сторону треников с вытянутыми коленками…

Андрей: С другой стороны, если он изменится, он опять будет форматом.

Вера: Ну да. А я понимаю, что это требуется. Для того, чтобы работать, нужно выработать какой-то лук, или как это сейчас называется. Или какое-то четкое разделение себя и профессии. Есть талант такой, у Охлобыстина, например, есть люди, которые что-то понимают в пиаре на интуитивном уровне. Я не могу никак включить это в свою профессию, хотя все мне говорят, что это часть профессии, это нужно уметь. Мне не хватает на это внимания совсем. Так много надо в самой профессии еще понять, что заниматься этим некогда.

Андрей: То есть на интервью жалко тратить время?

Вера: А что я могу сказать? Одно и то же все время. Если бы интервью раз в десять лет, то понятно, за десять лет есть, что сказать.

Андрей: А точно так же по другую сторону: «Что спросить?!»

Вика: Ну что, счет?

Вера: Да, что-то не несут… Но отличное место, кстати!

Андрей: Да, мы специально выбирали.

Вера: Когда сказали: «Проспект Мира, я почему-то и подумала, что это будет здесь, или в „Мадам Галифе“… А вы были в ресторане „Чайная высота“? Я все хожу, хожу мимо…

Вика: Это который на Покровке?

Вера: На Покровке! Ну чего там?!

Вика: Там приятно есть, когда осознаешь, что ты ешь: мороженое из пихтовых шишек, из крымской лаванды! На вкус не всегда интересно, но как звучит! Читать меню – отдельное удовольствие. 

Вера: Простые смертные-то туда могут зайти?

Вика: Ой, там все очень просто.

Андрей: А почему мы не там?

Вика: Ну, следующее интервью возьмем там, и будем есть мороженое из пихтовых шишек.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100