In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Белый
«Комсомольская правда», 22.02.2001

Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно

Петр Фоменко поставил наконец давно обещанный спектакль по роману Льва Толстого «Война и мир»

На премьеру «Войны и мира» я отправился в первую очередь из любопытства.
Согласитесь, у каждого, кто читал эту четырехтомную эпопею Льва Толстого, сложились свои образы Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Элен Курагиной? У кого-то эти образы слились с масками актеров из фильма Бондарчука и стали для обывателя едва ли не шаблонными?
Петр Фоменко задумал свой спектакль аж пять лет назад. Говорят, актеры на первых репетициях прочитали вслух весь роман?

Я озадачен (первый акт)
Декорации в спектакле нарочито скромны: 7 жестких стульев, стремянка и два незавершенных портрета императоров Александра I и Наполеона. О масштабности первоисточника напоминает лишь огромная карта Европы 1805 года, заменяющая занавес.
Начало было неспешным. В салоне Анны Павловны Шерер актеры с томиками Толстого в руках вели чинный салонный треп. Я успел заподозрить, что дальше будет скучно? И зря.
Когда гости стали расходиться, рамы от императорских портретов вдруг превратились во вращающиеся двери, и все закружилось, и тонкая пряжа сюжета стала сплетаться в мудреное кружево? Князь Андрей (Илья Любимов) и Пьер Безухов (Андрей Казаков) продолжали беседу, посадив балаболку Шерер с виконтом де Мортемаром себе на плечи? А потом следует динамичная сцена лихой попойки с участием Безухова, за которой Болконский наблюдает со стороны с немым укором? В финале действия князя Андрея с медным тазом на голове (привет Дон-Кихоту!) отправляют на войну и разухабистые собутыльники, ставшие вдруг такими пай-мальчиками, поют отходную песню «Мальбрук в поход собрался».

Вопросик в антракте
Вот интересно: в спектакле более 30 персонажей. По нескольку — на каждого актера. Так что некоторым приходится в каждом акте играть нового героя. Разумеется, дело не в нехватке актеров — видимо, это нужно Фоменко для того самого плетения петелек и крючочков, составляющих ткань спектакля?

Я удивлен (второй акт)
О том, что актеры вышли на сцену в совершенно новых амплуа, зрители забыли через пару минут. Действие развивается параллельно на именинах в семействе Ростовых и в комнате мучительно умирающего старого графа Безухова. Безудержное веселье переплетено со смертельным трагизмом. Пьер кружится в замысловатом танце с тринадцатилетней Наташей Ростовой, которая, теряя бальную белоснежную перчатку, заменяет ее грубо связанной варежкой (подобных прелестных мелочей в спектакле немало). А следом — врачи хлопочут вокруг старого графа, стараясь облегчить его страдания. О смерти графа зрители узнают по капелькам воды, звонко капающим во все тот же медный таз.

Я в восторге (третий акт)
Заключительное действие — отдельный, третий спектакль. Забавен эпистолярный диалог двух подруг, княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной, прощание Андрея Болконского со своим отцом (пожалуй, самая пронзительная сцена спектакля, в которой, казалось, уже нельзя достичь большего напряжения, а оно все нарастало и нарастало). А в итоге — вновь поют «Мальбрука»?
Война так и остается «за кадром». Здесь лишь сгущающаяся атмосфера мира накануне. Мира перед грозой?
Ксения Кутепова в один вечер играет беременную княгиню Болконскую, подвижную хохотушку Соню и Жюли, пишущую своей подруге душевные письма.
Три роли и у Галины Тюниной. Причем, как и Ксения, она не просто хороша, а блистательна. Хотя другие актеры на их фоне отнюдь не теряются.
Прелестна в роли Наташи Ростовой Полина Агуреева, очарователен старый граф Безухов — Борис Горбачев. Запоминается даже Сергей Якубенко, сыгравший всего-то трех эпизодических персонажей.

Выдох
Фоменковская «Война и мир» длится более четырех часов, однако время не тянется тягостно. Очевидно, что спектакль, как живой организм, еще будет меняться. Интересно — как. Я бы сходил еще раз. Может быть, это субъективно и эмоционально, но «Война и мир» показалась мне лучшим спектаклем из тех, что я видел за последние лет пять.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100