In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Ковальская
«Афиша», 5.03.2001

До войны

Петр Фоменко поставил Льва Толстого

«Война и мир. Начало романа. Сцены» — так спектакль называется. Карта Европы — его занавес. Жанр — этюды. Похоже на то, как если бы актеры только что читали роман за столом, — стол здесь же, на сцене, — читали неторопливо, смакуя детали, и от избытка впечатлений взялись тут же разыграть сцену. Костюмом часто служит собственная одежда — так что Илье Любимову довольно нацепить позументы на джемпер, чтобы стать собравшимся на войну Болконским. Галине Тюниной — элегантно заколоть шелковый шарф, чтобы из нее вышла салонная дива. Книга порой так и остается в руках. Поэтому антресоли и стремянки на сцене напоминают о библиотеке, где Пьер, всклокоченный Андрей Казаков в длинной вязанной кофте и очках на кончике носа, — библиотекарь. В эпизодах петербургских, московских и деревенских (действие заканчивается отъездом Андрея из Лысых Гор на войну) участвует почти вся труппа, однако почти всем досталось по несколько ролей. Толстой сыгран точно, мягко и легко — так здесь играют всегда. И как всегда, в центре женщины: Полина Агуреева, Ксения Кутепова, Мадлен Джабраилова. Три радикально разные роли играет Галина Тюнина — светскую львицу Шерер, стареющую девушку княгиню Марью и мамашу Ростову. Все три роли сделаны виртуозно, но без видимого усилия. Количество настолько же эталонных актерских работ в отдельно взятой мастерской удерживает от превосходных степеней в оценке новой постановки. И все же ясно: в своем реалистическом стане она будет одной из лучших, если не лучшей, в нынешнем сезоне. Но, как и в других спектаклях Петра Фоменко, в «Войне и мире» больше запоминаются не оттенки, а краски. Не психологические нюансы, а гротеск. Запоминается, как Шерер-Тюнина перебрасывает несгибающуюся ногу через спинку стула. Как Карен Бадалов — осерчавший за обедом старый Болконский затачивает вилку. Запоминается смерть старого Безухова. Толстого в этой сцене играют, как играли чеховскую «Свадьбу», как играли бы Сухово-Кобылина, — после нее все последующее кажется сладковатым.
Еще все это похоже на неоконченную акварель (мало ли законченных спектаклей сделано по отрывку). Незаконченную, потому что на антресолях недостроена балюстрада, а ростовые портреты двух императоров по краям сцены недописаны. Потому что четырехчасовой спектакль мог бы длиться еще и еще: сам процесс чтения был интересен театру больше, чем собственное высказывание, недаром процесс занял в театре много лет. И только песенка «Мальбрук в поход собрался» — не раз напетая и инсценированная — закольцовывает действие и сообщает ему законченность: Мальбрук-то не только собирался на войну, но и погиб на ней.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100