|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Война и мир. Начало романа
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Нина Агишева «Московские новости», 27.02.2001 Мозаика «Войны и мира»Фоменко продолжает удивлятьПремьер в двух небольших залах «мастерской Петра Фоменко» ждут в Москве как главного художественного события, и не зря: после психологической вязи «Семейного счастия» Толстого зрители увидели гротескно-эксцентричную постановку «Войны и мира». Три сцены начала романа: Петербург, Москва и Лысые Горы. Вместо занавеса — карта Европы 1805 года, где рядом с европейскими столицами обозначены «степи кочующих киргизъ». Вместо элегически-философской интонации, в которую впадают все, кто обращается к Толстому, — резкие мазки театральных красок. Анна Павловна Шерер хромает, Марья Дмитриевна Ахросимова слепа, а старый Болконский похож на барона Мюнхгаузена. Парадокс в том, что смелые даже на сегодняшний день приемы больше передают суть происходящего, чем послушное цитирование автора в прологе, названном «Какая сила движет народами?». Впрочем, народы — это слишком абстрактно для данной постановки, она вся построена как раз на конкретном, на подробностях, будь то разбитая старым Болконским тарелка или его же токарный станок. Шаг в сторону эксцентрики оправдан: хорошо черпать психологические глубины, если речь идет о двух героях не самой знаменитой толстовской повести, а если перед тобой — роман-эпопея, населенный множеством лиц, знакомых с детства? Сколько спектаклей, похожих на иллюстрацию школьного пособия «Краткие сюжеты мировых шедевров», прошло перед глазами (последний — эстонская «Война и мир» Микка Миккивера, показанная на «Балтийском доме»). Фоменко не иллюстрирует, а делает пеструю театральную мозаику, в которой лирике почти нет места, а герои — не столько действующие лица романа, сколько фантазии на тему этих образов, смешные, странные и до боли дорогие. Выделять кого-либо из артистов в фоменковских спектаклях — дело неблагодарное: дух команды и общего энтузиазма отсюда еще не выветрился, и четырехчасовую премьеру «Войны и мира» здесь играют на таком подъеме, будто театр закрывают. Но нельзя не сказать о том, как Галина Тюнина мастерски соединяет кошачью хватку Аннет Шерер, простосердечие графини Ростовой и нелепость княжны Марьи. Как точен Андрей Казаков в роли довоенного Пьера, не отягощенного опытом. Как ослепительна Ксения Кутепова в ролях Лизы, Сони и Жюли — она вообще идеальная фоменковская актриса, потому что любимые всеми его учениками гротеск и характерность умеет сочетать с обезоруживающей искренностью. В новом спектакле исполнителю легко впасть в шарж, пародию, чего не избежали Карэн Бадалов — старик Болконский и Полина Агуреева — Наташа Ростова, неоправданно большое место занимает и Анна Михайловна Друбецкая, которая у Мадлен Джабраиловой напоминает героиню Островского. Спектакль хочет удивлять. От него можно было бы ожидать столь же мощного антивоенного пафоса, как в «Одной абсолютно счастливой деревне», но его нет. Философских прозрений — тоже. Мысль о гибельности любых войн сведена к песенке про короля Мальбрука. Властитель дум Наполеон и победивший его Александр I, чьи портреты обрамляют сцену, выглядят комично. Да и в самих героях схвачены прежде всего те черты, над которыми легко посмеяться, как смеемся мы над хорошо известными слабостями и привычками близких людей. Театр не без основания полагает, что ничего нового о семьях Ростовых и Болконских он все равно не скажет, а потому говорит без слов — как в танце Пьера и Наташи, долгом, тщательно поставленном и неотразимом. Конечно, легко сказать, что новая постановка снимает только один слой великого романа, но многим ли удавалось хотя бы это? Здесь хорошо знают: зрителю давно уже интересно не что сказал Толстой, а как его прочитали. А театральный язык Петра Фоменко, опробованный им на разных подмостках и доведенный почти до совершенства в обретенных наконец родных стенах, — это одна из немногих реальных ценностей нашей сцены.
Другие статьи- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее», Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr Fomenko, Надежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре», Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войны, Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Завтра была война, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался, «Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
|