|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Война и мир. Начало романа
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
«Финансовая Россия, № 7», 03.2001 Андрей в поход собрался«Война и мир» в мастерской ФоменкоПетр Фоменко в очередной раз переполошил критическую массу столичных театралов. Один из них, тяжело вздохнув, констатировал: «Вот так и живем — от Фоменко до Фоменко». И в этих словах нет преувеличения, одна только голая правда. Три вершины нынешнего театрального сезона высятся гордо и одиноко — «Одна абсолютно счастливая деревня» по повести Бориса Вахтина и два толстовских сочинения: «Семейное счастие» да «Война и мир». Все три — создания мастерской и ее руководителя. Затея с «Войной и миром» (несколько лет назад заявленная), честно говоря, казалась странной и даже сомнительной. И эпопея для театра громоздкая, и Толстой, если уже и не «зеркало русской революции», то точно — наше все, так что вольности над собой не потерпит. Из недр мастерской доходили сведения, что роман долго читали вслух по ролям и представить публике собираются именно чтение. Давно забытое, умилительное семейное чтение с непременной зеленой лампой и прочими атрибутами домашней интеллигентской благости. Но вот спектакль, наконец, вышел, и на него, конечно, стоит пойти всей семьей, но только благости и умиления в нем нет как нет. С эпопеей обошлись легко и просто — выбрали для инсценировки первую часть первого тома (салон Анны Павловны Шерер, семейная идиллия Ростовых и смерть старшего графа Безухова, семейство Болконских в Лысых горах и отъезд князя Андрея на войну). И название дали нехитрое: «Война и мир. Начало романа». Но вот что интересно. Сцены представлены мирные, даже демонстративно мирные — светские сплетни, любовные восторги и переживания, бытовые неурядицы и болезни, — а все же война при всем этом присутствует и на легкую житейскую прелесть, представлять которую Фоменко умеет как никто, так и норовит бросить мрачную, гротескную тень. Вместо занавеса тут карта воюющей Европы, а по бокам тесноватого сценического пространства (где каким-то загадочным образом умещаются именно что война и мир во всем своем философическом размахе) не до конца дорисованные портреты Наполеона и Александра, которые в один прекрасный момент начинают вдруг произносить программные речи. В чтение романа погрузились серьезно и ответственно, а предъявленный публике итог многотрудной работы, несмотря на то, что длительность спектакля внушительная — четыре часа, оказался легким, как дыхание. Будто на наших глазах пробежались рукой по черно-белой клавиатуре и сказали: «Это будет примерно так». Актеры мастерской играют по нескольку ролей не только оттого, что персонажей у Толстого больше, чем имеющихся в наличии артистов. Именно так и создается воздушная переменчивость действия, что давно стала фирменным знаком этого театра. Хорошо играют все: и Людмила Аринина (старая тетушка, Марья Дмитриевна Ахросимова, Катишь), и Мадлен Джабраилова (княгиня Друбецкая и мадемуазель Бурьен), и Андрей Казаков (Пьер Безухов), и Полина Агуреева (Элен Курагина и Наташа Ростова)? А лучше других — Галина Тюнина (Анна Павловна Шерер, графиня Ростова и княжна Марья Болконская), Ксения Кутепова («маленькая княгиня» Лиза Болконская, Соня, Жюли Карагина) и Карэн Бадалов (старый князь Болконский в его предельно остром, эксцентрическом исполнении теперь уже вряд ли забудется). А война не просто присутствует, она наступает — непостижимая и торжественная, манящая. «Отчего люди идут на войну»? — этим вопросом мучается не один только Пьер Безухов. Отчего это русские мальчики испытывают столь странную и неотвратимую тягу к смерти? Андрей Болконский отправляется на фронт. Надевает на голову большой медный таз и марширует под аккомпанемент легкомысленной старинной песенки: «Мальбрук в поход собрался». Поют в общем-то весело, шутливо, пока не прозвучит, последняя строчка — «Вернется ли? Бог весть». Тут-то спектакль и закончился.
Другие статьи- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее», Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr Fomenko, Надежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре», Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войны, Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Завтра была война, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался, «Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
|