|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Война и мир. Начало романа
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Елена Губайдуллина 03.2001 Что такое «Война и мир»?Замысел этого спектакля возник несколько лет назад, когда у театра «Мастерская П. Фоменко» не было еще своего помещения. Репетиции (проходившие тогда в Доме актера) больше напоминали исследовательскую работу. Актеры под руководством мастера читали «Войну и мир». Все четыре тома. Менялись ролями, разбирали каждый эпизод, характеры, обстоятельства? Прошло семь лет. Театр обжил неуютное пространство бывшего кинотеатра «Киев», выпустил несколько спектаклей, ставших действительно событиями театральной жизни. И всякий раз критики спрашивали: а когда же «Война и мир»? И вот наконец-то! В спектакле, идущем почти четыре часа, уместилась только первая часть первого тома. «Что такое Война и мир? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», — писал Лев Толстой. Спектакль Фоменко также не вмещается в строгие жанровые определения. Выразилось так, как выразилось. Казалось бы, все было против — и слишком малое пространство зала, и малочисленность труппы, ведь персонажей в многонаселенной эпопее не счесть. Да и выбранный фрагмент — лишь экспозиция, где сюжетные линии только еще зарождаются, а характеры лишь намечаются. Какая уж тут драматургия! Но Петр Фоменко и его актеры представляют не хрестоматийную инсценировку «Войны и мира», а свое отношение к этой книге. Фрагмент берется как отражение целого, хотя Фоменко подчеркивает дробность сценической композиции — озаглавлено, например, не только каждое действие (их в спектакле три, плюс философский пролог), но и эпизоды: «Пари», «Именины», «Предел человеческий»? Сцены напоминают эскизы к будущей большой картине, будто идут поиски нужной манеры, стилистики. «Войну и мир» играют то чересчур серьезно, то не в меру шутливо, то гротескно, почти карикатурно, то спокойно и размеренно. Эклектика, заданная и разнообразием актерского колорита, и костюмами, пошитыми по моде разных времен (художник по костюмам Мария Данилова), возводится в художественный принцип. Декораций почти нет. Только занавес, изображающий карту Европы, и два портрета по краям сцены — Александр I и Наполеон Бонапарт (сценография Владимира Максимова). Фигуры обозначены карандашным наброском, и лишь лица императоров прорисованы детально. Портреты-маски вставлены в массивные рамы. Время от времени сами полотна исчезают, и персонажи перешагивают сквозь пустые рамы, словно сходят с книжных страниц. В финале второго акта эти раскачивающиеся рамы напоминают о быстротекущем времени. Глобальная оппозиция «война/мир» уступает место не менее важной — «жизнь/смерть». Умирает старый граф Безухов. А у Ростовых справляют именины. Действие происходит то на первом, то на втором этаже двухъярусной сцены. Скорбный аскетизм контрастирует с радужным весельем. В доме Безуховых — выверенная строгость интонаций и жестов. У Ростовых — беготня, суета, яркие краски, нелепые венки для разыгрывания пасторали. Рустэм Юскаев, играющий князя Василия и графа Илью Андреевича Ростова, восхищает мгновенными перевоплощениями. Опытный светский интриган, выслеживающий добычу — безуховское наследство. И добродушный отец семейства, ласково подтрунивающий над мотовкой женушкой и переживающий, когда младший сын берет неверную ноту. В спектакле многие актеры исполняют по несколько ролей. Галина Тюнина играет три женские роли, три несхожих характера: Анну Павловну Шерер, графиню Ростову и, наконец, смиренную княжну Марью. Актриса играет не только текст, но и подтекст, создает образ той княжны Марьи, которую через много лет полюбит Николай Ростов. Высокому и вечному противостоят изнуряющие повседневные заботы вечной попрошайки Анны Михайловны Друбецкой, сыгранной Мадлен Джабраиловой. Это единственная героиня спектакля с завершенной историей. Всеми правдами и неправдами она исполняет свой материнский долг — достает деньги для Бориса. Вся жизнь этой серой мышки проходит в вечных унижениях. Но чем их больше, тем сильнее тайная гордыня, ведь намеченная Анной Михайловной цель всегда осуществляется. В спектакле много подробностей и деталей, но нет мелочей. И даже слуги в исполнении Сергея Якубенко становятся причиной смены настроений. Что ни делает дворецкий графа Безухова — ходит ли из угла в угол, вяжет ли что-то, — атмосфера тревоги нагнетается все сильней. Управляющий Ростовых Митенька напоминает хитроумных слуг европейских комедий, что вполне соответствует «безумному дню» именин. «Для чего вы идете на войну?» — неоднократно вопрошает Пьер Безухов князя Андрея. В ответ звучит бездумное: «Я не знаю. Так надо». Пьер в исполнении Андрея Казакова — воплощение мира и уюта. Но отчего-то он одержим мыслями о войне. «Какая сила движет народами?» — размышляет он под бетховенскую музыку. А вместо ответа — почти карнавальный финал. Полина Агуреева, игравшая Наташу Ростову, Ксения Кутепова, только что бывшая маленькой княжной, и Илья Любимов (князь Андрей) разыгрывают пантомиму «Мальбрук в поход собрался». Принцесса, паж и рыцарь с медным тазом на голове. Почти кукольное представление на страшную тему напомнит о вопросе, который еще в середине спектакля задает князь Василий: «Сколько мы грешим, сколько обманываем, и все для чего?»
Другие статьи- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее», Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr Fomenko, Надежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре», Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войны, Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Завтра была война, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался, «Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
|