In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Губайдуллина
03.2001

Что такое «Война и мир»?

Замысел этого спектакля возник несколько лет назад, когда у театра «Мастерская П. Фоменко» не было еще своего помещения. Репетиции (проходившие тогда в Доме актера) больше напоминали исследовательскую работу. Актеры под руководством мастера читали «Войну и мир». Все четыре тома. Менялись ролями, разбирали каждый эпизод, характеры, обстоятельства?
Прошло семь лет. Театр обжил неуютное пространство бывшего кинотеатра «Киев», выпустил несколько спектаклей, ставших действительно событиями театральной жизни. И всякий раз критики спрашивали: а когда же «Война и мир»? И вот наконец-то! В спектакле, идущем почти четыре часа, уместилась только первая часть первого тома.
«Что такое „Война и мир“? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. „Война и мир“ есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», — писал Лев Толстой. Спектакль Фоменко также не вмещается в строгие жанровые определения. Выразилось так, как выразилось.
Казалось бы, все было против — и слишком малое пространство зала, и малочисленность труппы, ведь персонажей в многонаселенной эпопее не счесть. Да и выбранный фрагмент — лишь экспозиция, где сюжетные линии только еще зарождаются, а характеры лишь намечаются. Какая уж тут драматургия!
Но Петр Фоменко и его актеры представляют не хрестоматийную инсценировку «Войны и мира», а свое отношение к этой книге. Фрагмент берется как отражение целого, хотя Фоменко подчеркивает дробность сценической композиции — озаглавлено, например, не только каждое действие (их в спектакле три, плюс философский пролог), но и эпизоды: «Пари», «Именины», «Предел человеческий»? Сцены напоминают эскизы к будущей большой картине, будто идут поиски нужной манеры, стилистики. «Войну и мир» играют то чересчур серьезно, то не в меру шутливо, то гротескно, почти карикатурно, то спокойно и размеренно. Эклектика, заданная и разнообразием актерского колорита, и костюмами, пошитыми по моде разных времен (художник по костюмам Мария Данилова), возводится в художественный принцип. 
Декораций почти нет. Только занавес, изображающий карту Европы, и два портрета по краям сцены — Александр I и Наполеон Бонапарт (сценография Владимира Максимова). Фигуры обозначены карандашным наброском, и лишь лица императоров прорисованы детально. Портреты-маски вставлены в массивные рамы. Время от времени сами полотна исчезают, и персонажи перешагивают сквозь пустые рамы, словно сходят с книжных страниц. В финале второго акта эти раскачивающиеся рамы напоминают о быстротекущем времени. Глобальная оппозиция «война/мир» уступает место не менее важной — «жизнь/смерть».
Умирает старый граф Безухов. А у Ростовых справляют именины. Действие происходит то на первом, то на втором этаже двухъярусной сцены. Скорбный аскетизм контрастирует с радужным весельем. В доме Безуховых — выверенная строгость интонаций и жестов. У Ростовых — беготня, суета, яркие краски, нелепые венки для разыгрывания пасторали. Рустэм Юскаев, играющий князя Василия и графа Илью Андреевича Ростова, восхищает мгновенными перевоплощениями. Опытный светский интриган, выслеживающий добычу — безуховское наследство. И добродушный отец семейства, ласково подтрунивающий над мотовкой женушкой и переживающий, когда младший сын берет неверную ноту.
В спектакле многие актеры исполняют по несколько ролей. Галина Тюнина играет три женские роли, три несхожих характера: Анну Павловну Шерер, графиню Ростову и, наконец, смиренную княжну Марью. Актриса играет не только текст, но и подтекст, создает образ той княжны Марьи, которую через много лет полюбит Николай Ростов.
Высокому и вечному противостоят изнуряющие повседневные заботы вечной попрошайки Анны Михайловны Друбецкой, сыгранной Мадлен Джабраиловой. Это единственная героиня спектакля с завершенной историей. Всеми правдами и неправдами она исполняет свой материнский долг — достает деньги для Бориса. Вся жизнь этой серой мышки проходит в вечных унижениях. Но чем их больше, тем сильнее тайная гордыня, ведь намеченная Анной Михайловной цель всегда осуществляется.
В спектакле много подробностей и деталей, но нет мелочей. И даже слуги в исполнении Сергея Якубенко становятся причиной смены настроений. Что ни делает дворецкий графа Безухова — ходит ли из угла в угол, вяжет ли что-то, — атмосфера тревоги нагнетается все сильней. Управляющий Ростовых Митенька напоминает хитроумных слуг европейских комедий, что вполне соответствует «безумному дню» именин. 
«Для чего вы идете на войну?» — неоднократно вопрошает Пьер Безухов князя Андрея. В ответ звучит бездумное: «Я не знаю. Так надо». Пьер в исполнении Андрея Казакова — воплощение мира и уюта. Но отчего-то он одержим мыслями о войне. «Какая сила движет народами?» — размышляет он под бетховенскую музыку. А вместо ответа — почти карнавальный финал. Полина Агуреева, игравшая Наташу Ростову, Ксения Кутепова, только что бывшая маленькой княжной, и Илья Любимов (князь Андрей) разыгрывают пантомиму «Мальбрук в поход собрался». Принцесса, паж и рыцарь с медным тазом на голове. Почти кукольное представление на страшную тему напомнит о вопросе, который еще в середине спектакля задает князь Василий: «Сколько мы грешим, сколько обманываем, и все для чего?»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100