|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Война и мир. Начало романа
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Дина Годер «Итоги», 27.02.2001 Миро-приятиеПетр Фоменко поставил в своей «Мастерской» начало романа «Война и мир»Петр Наумович Фоменко много лет готовился поставить «Войну и мир», за это время у него уже успело вырасти новое поколение учеников. В спектакле «Мастерской» сегодня «фоменки» первого и второго поколений выглядят ровесниками.
Непонятно, как писать про этот спектакль, поскольку все, что в нем есть, — и все, что в нем есть хорошего, — описывается какими-то необязательными словами вроде: обаяние, милота, свежесть, легкость, которыми в мастерской Фоменко можно описать многое. Петр Наумович Фоменко, некогда в своих спектаклях желчный и даже мрачный, кажется, сейчас, работая со своими учениками, находится в состоянии просветления и полного приятия мира. Нынче такое ощущение жизни кажется настолько диковинным и дефицитным, что все последние спектакли Фоменко становятся любимейшими у театралов и критиков. Зрители текут сюда, в крошечный театр на Кутузовском, как за дверцу, открытую золотым ключиком Буратино, завороженные сладкими песнями, музыкой молодости и счастья (обманными, конечно), которыми и притягивают спектакли «фоменок». И выходят оттуда с блаженными, умиленными лицами — будто «под кайфом». Только один-два непрошибаемых злопыхателя ворчат в углу, что, мол, такая простота немногим лучше воровства. На этот раз Фоменко поставил «большой» спектакль. В смысле длинный — четыре часа с двумя антрактами. Но смотрится он, как и прежние, «маленькие», очень легко. Кажется, такой спектакль можно сидеть и смотреть, сколько бы он ни продолжался. Никакой массивности, больших декораций, эффектов: легкая двухэтажная конструкция, занавеска с картой Европы, по бокам два незаконченных портрета в рост — узурпатор и гений Наполеон и Александр (ах, душка, ангел!). Все эскизно, бегло, без нажима — не роман, а только сцены из него, начало. Ни войны, ни измен, ни настоящего горя, ни отчаяния — все впереди. Только светские разговоры о политике в салоне Анны Павловны Шерер, только честолюбивые мечты одних юнцов да кутежи других, только первые влюбленности да детское веселье в радушном доме Ростовых. И все те же любимые фоменковские актеры — каждый в нескольких ролях, словно в студенческом спектакле, ради того, чтобы получше показать все разнообразие их возможностей. Ну, что вам описать: как трогателен взъерошенный и неуклюжий Пьер со своей манерой вскидывать голову, чтобы посмотреть на собеседника в сползшие с носа очки. (Тот самый Андрей Казаков, который несколько лет назад был худым и порывистым Казановой в спектакле по Цветаевой.) Как забавна Галина Тюнина: то карикатурная светская львица Анна Павловна Шерер, то хлопотливая барыня Ростова, то мечтательная, сентиментальная, склонная к слезам княжна Марья. Или Ксения Кутепова — беременная Лиза Болконская, глупенькая и милая; застенчивая и пылкая Соня и восторженная болтушка Жюли Курагина. Или Рустэм Юскаев — вкрадчивый интриган князь Василий Курагин и простодушный добряк и рохля граф Ростов. Или Карэн Бадалов — острый и черный, как грач, виконт де Мортемар и едкий, шаржированный старикашка князь Болконский. Или Мадлен Джабраилова — сметающая все на своем пути ради сына, то угодливая, то напористая княгиня Друбецкая. Или Полина Агуреева, которая играет тринадцатилетнюю Наташу Ростову с перебором, словно пятилетнюю, смешно надувает губы и носится как угорелая, размахивая оборками, чтобы не зря говорили о ней: «Казак-девка». Конечно, этот спектакль рассчитан на тех, кто знает роман, кто не перепутает персонажей, кто будет угадывать в нелепом танце кудрявой Наташи с Пьером их общую судьбу, а в песне про Мальбрука, который в поход собрался — смерть Андрея Болконского. На тех, кому не нужен сюжет и кого радуют милые детали, напоминающие, что все это — только театр. То дети Ростовы, держа в руках «Войну и мир», наперебой читают, как они должны выглядеть, и хохочут над тем, что не похожи на авторские описания. То, когда закончился прием у Анны Павловны, Пьер и Андрей, продолжая беседовать, словно кукол, уносят под мышкой хозяйку и виконта. Но это так, штучки мастера. Главное для Фоменко, конечно, не трюки, а актеры. И все они, действительно, играют прелестно, хотя каждый из них уже не раз играл что-нибудь в этом роде. Но зрителям, в сущности, до этого дела нет. Наоборот, может быть, зритель сюда для того и приходит, чтобы увидеть все тех же, не изменившихся любимых актеров, пока еще можно зарядиться энергией от их молодости и обаяния.
Другие статьи- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее», Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr Fomenko, Надежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре», Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войны, Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Завтра была война, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался, «Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
|