In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Свет­лые души, или О том, как на­пи­сать рас­сказ

Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Парин
03.2001

Шпрехопера в трех актах

«Война и мир. Начало романа» в Мастерской П. Фоменко

Петр Наумович Фоменко опер не ставил и ставить их, увы, не собирается. Но все равно в нем отчетливо просматривается оперный режиссер. Не в том смысле, что он в своих драматических спектаклях исходит в основном из музыки (слов, фраз, текстовых фрагментов). И не в том смысле, что он тяготеет, как большинство режиссеров музыкального театра, к «крупному помолу». Нет, Фоменко внедряется в музыку текста — но со стороны «прикладной» музыки, а не «чистой». И работает с актерами, конечно, в технике помола самого мелкого. Но у Фоменко есть свойство, которое словно выводится из строя классической музыки, — его интересует тонкость чувств, благородство натуры, обаяние возвышенного строя мыслей, легкая и красивая вязь сверкающих фраз, мерцающий поток «нас возвышающего обмана» на фоне подспудно гудящих «горьких истин». Все это принадлежит классической опере и остается в ее шедеврах в любой сценической интерпретации (если музыкальная не направлена на сознательное разрушение этой красивой целостности). Неспроста Фоменко любит оперный принцип примадонны* — дамы и барышни его спектаклей всегда увлекают лучезарной магией личности.
Казалось бы, инсценировка начальных эпизодов «Войны и мира» сегодня не может быть актуальной как театр. Для музыкального мира опера Прокофьева словно закрыла своей широкой спиной саму возможность вглядываться в персонажей и мысли Толстого на подмостках. Но Фоменко сочиняет такую интонацию и (вместе с инсценировщиками) такую структуру что мы против воли (да, да, сознаюсь в этом!) оказываемся втянутыми в затейливое трехчастное действо с отчетливо проступающим содержательным стержнем.
Стержнем драматургическим становится прежде всего примадонна — актриса, предстающая в трех разных обликах, которые и определяют сердцевину спектакля. Галина Тюнина по воле Фоменко создает вокруг себя воронки водоворота, выступая в трех ипостасях. В качестве Анны Павловны Шерер, с негнущейся ногой, лишенная привычных тюнинских интонаций, сухая и скучная, она доводит атмосферу первой части до такой степени непривлекательности, что начинаешь подозревать спектакль в несостоятельности. Слишком рано! Потому что во второй части графиня Ростова в исполнении Тюниной организует вокруг себя такой цветущий остров тепла и семейного счастья, что сердце тает от восторга и умиления. Разыгранная семейством Ростовых пастораль к тому же искусно соединяет эпохи, превращаясь в модель универсального вневременного парадиза. Тюнина не действует в качестве исполнительницы в лихом дивертисменте, только сидит и подпевает, — но ее участие в празднике становится поистине его мотором.
В третьей части Тюнина является нам княжной Марьей. Центральной сценой здесь становится эпизод с Андреем, когда Марья проявляет свою глубинную и бескомпромиссную религиозность. В героине Тюниной обнаруживаются такие безмерные холодные глубины, такие вселенские дали, что духовное пространство спектакля размыкается до истинно толстовских широт. Мы вдруг понимаем, что текст романа оказался только «орудием» в руках Фоменко, который как истинный большой талант просто «вчитывает» в знакомый всем текст свои сокровенные мысли. Политическая реальность, семейные ценности, метафизические опоры — это триединство, являемое через протеически меняющуюся Галину Тюнину, позволяет нам сложить в уме и чувствах цельную вселенную и ощущаем ее, пользуясь ученым словом, релевантность.
В спектакле много хороших актерских работ (как всегда, блистают Ксения Кутепова и Мадлен Джабраилова: уверенно лепит свою не слишком приятную Наташу Ростову Полина Агуреева), но именно Тюнина «держит удар». Трехактная шпрехопера с романсами и дивертисментами в постановке Петра Наумовича Фоменко уверенно входит в виртуальное пространство музыкального театра.

* См. Алексей Парин. Квартет примадонн. — Сегодня, 15.03.1994.


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100