In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Кристина Матвиенко
«Золотая маска», 4.04.2002

Война и мир. Начало романа

Режиссер П. Фоменко
Художник В. Максимов
Мастерская П. Фоменко


Говорили, что в спектакле Петра Фоменко есть только мир, а война осталась за скобками — имея в виду, очевидно, художественную манеру Мастера, при которой органично и правдиво все человеческое, и не имеет права на существование все остальное. Война — это реальное и здешнее. Поэтому она присутствует сначала как игра, в которую с глубокомысленным видом играют в салонах, в которой непременно хотят поучаствовать молодые Болконский, Петруша, пылкие гвардейцы; потом как грозная опасность того, что все рухнет — вместе с пасторалями, танцами и Наташиными шалостями.
Войной здесь все начинается — с карты-занавеса, на которой старинным почерком выведены тактики и стратегии. По ней князь Андрей будет старательно водить указкой, демонстрируя отцу демарши русской армии. В финале патетически-печально прозвучит «Мальбрук в поход собрался»: поют мальчики-воины, девочка-паж, милая Лиз, будто заглядывая и гибельное будущее князя Андрея и всех.
Впрочем, описывать проблематику спектакля — значит пересказывать роман Толстого в словах самого Толстого. Можно описать полифоническую структуру, которая тождественна толстовской на всех уровнях, от визуального (здесь смонтированы два-три плана действия одновременно) до смыслового. А жизнь в формах игры описывать смысла нет, за ней лучше наблюдать. Играют ее, акцентируя одну из черт героя/героини, «цепляя» ее на простой «костюм» человека нынешнего, как пристегивает Болконский гвардейский воротничок на черный свитер с горлом.
Такой игровой психологический театр доставляет неизменное удовольствие мерцающими переходами от «жизни» к игре, от лирики к гротеску.
Узнаваемость отдельных черт героев — от «казака»-Наташи до «смешного» Пьера — вдруг обманывает, стоит актерам обнаружить свое присутствие, личную краску. На этом и строится их существование в роли, помимо нее и около. Правда, и актер уже узнаваем — со свойственными ему хрипотцой в голосе — милым манерничанием — характерной пластикой и т. д. То, что каждый играет по две-три роли, лишь подтверждает это. И тогда выход каждого из них превращается в «выход».
Милые, милые «фоменки» — как же вас любят, как удачен этот «война и мирский» расклад, как велика благодарность зрителей, узнающих в каждом жесте, в каждой интонации, в каждом невинном капризе — свою Наташу, своего Пьера, свою княжну Марью? Все верно, ясно, хорошо. Мир. 


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100