|
|
|
|
| | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| | Война и мир. Начало романа
| |
| |
| |
| |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Ян Смирницкий 03.2001 Известен адрес, где хранится спасительная красотаЕй-богу, в понедельник Москва не на шутку разразилась премьер-театральщиной, теперь на сезон разговоров хватит! Что забавно: в «Сатириконе» давали «Любовь и кроликов» с Джигарханяном-арендатором во главе, а Константин Райкин в это самое время постигал «Кураж от Фомы» на Кутузовском. В самом деле, в Мастерской Петра Наумовича Фоменко на премьере «Войны и мира» собрались невзначай Макаревич, Козаков, Табаков, Райкин, все с женами, но «без парада». Первые хлопки корифеев вряд ли определяли градус интриги, но? какова игра!
Играли свадьбу. По-другому и не скажешь! Мы привыкли под спектаклем в три действия понимать салонный театр, но при всей пышности постановки «Войны и мира» язык не поворачивается хоть на мгновение позволить себе сленговую «воздушность от Шерер». От картины к картине разворачиваются воистину батальные сцены: вы не застанете актера в одиночестве — из ненаписанных писем, из недосказанных речей рождается Слово о целом народе, что грешит и прощает и? идет на войну. А сколько на карте есть места — за всех все дурное отмолит. Карта — что занавес, будто рубище-полотнище, белая и свежая, как эта газета, но на ней уж скоро проступит кровь; от Авиньона до Базеля, от Смоленска до Москвы. Но не теперь. Сейчас минута молитвы. Каждый из героев Толстого-Фоменко появляется по нескольку раз в разных образах. Якобы. Первый раз для греха, последний — для света. Или совета. Но с Богом. Один лишь Пьер (Андрей Казаков) бродит в безвременье, без Бога за пазухой, толкаясь меж стен с неизменным вопросом: «Зачем вы идете на войну?» С его интонацией Ричард Бах спрашивал у Чайки по имени Джонатан Ливингстон: «Почему тебе так хочется летать?» Это угроза твоему равновесию, полное растворение в родной земле и ее боли, то есть возвращение с небес. Яркая сценография превращает «плоский» спектакль (это я про архитектуру зала) в живой кинофильм, причем «механик крутит» все стремительнее. Так и ждешь: вот сейчас пленка соскочит с бобины, оплавится, в зале поднимутся свист, улюлюканье, ан нет — Фоменко не даст вам так просто «разрядиться». Слой за слоем, он вытягивает ваш вкус понемножечку, сначала заставляет узнать тонкий аромат русской усадьбы со скрипучей лестницей и тяжелой входной дверью, потом? Много диалогов спектакля рождается вообще «на границе» — в сенях. Да-с, чтоб хозяина не разбудить, князя Николая Андреевича (Карэн Бадалов), он у нас строгих правил, да и? полцарства скоро станет границей. Спектакль свеж, и месяца два уйдет только на его «осадку», но страшного уже не произойдет — фундамент не рассохнется. Фоменко еще раз доказал не только высоту своего театра, он заговорил о красоте русской истории, а не только о трагедиях и водевилях в ней вперемежку с крем-содой. От раза к разу зритель поднимается все выше, уже неважно, где у Толстого поставлена точка. Главное сделано: вы — зритель — летите с неизменным набором высоты, иначе быть не может. Про такое не скажешь замусоленным лейблом «классика», мол, опять эта классика, да и образ Толстого неожиданно врастает в самого Фоменко? Скажу проще, в спектакле есть запах — это бесценная иллюзия многопланового театра, когда на сцене одно, а вокруг-то, вокруг! Город ли топтаный-перетоптаный, табун ли лошадей на приволье. Спектакль жестикулирует, словно распластавшийся на получеловек — лежит себе, мечтает, его все дергают: чего, мол, лежишь? А он просто на небо смотрит. Может, молится, может, просто так лежит. От этого постановки Фоменко никогда не кажутся тяжелыми, какую бы «громоздкую» тему он ни выбрал, ибо предлагает вам театр-поиск, а вы уж сами докапывайтесь, господа хорошие! Но он поможет. Истинно богатырское решение — взять и водрузить на постамент Толстого! Но уже не копию из алебастра. Так себе дельце, скажете? Старикашка лыс, а усами оброс, что чертополох, иль не так уж плох? Ить его, мерзавца, к чертям! Да, но на него всегда можно положиться. Это к вопросу о сильной режиссуре. Играли свадьбу.
Другие статьи- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее», Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Война и мир Петра Фоменко, Илья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Война и мир. Начало романа» с Фоменко по миру / Guerre et paix. Début du roman à travers le monde avec Piotr Fomenko, Надежда Сикорская, «Наша газета / nachagazeta.ch», 20.02.2014
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Мечта русского трагика, Вадим Гаевский, «Экран и Сцена», 2.09.2013
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Вера Строкова: «Мне в кино не так комфортно, как в театре», Светлана Бердичевская, «Городские кассы», 05.2011
- Путешествие за горизонт, Галина Шматова, «Экран и Сцена (№ 18)», 2009
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- Мучительно прекрасная жизнь, Елена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- «Война и мир. Начало романа. Сцены», «Афиша», 29.04.2002
- Война и мир. Начало романа, Кристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. Фоменко, Алексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Обаяние гения, Сергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастие, Павел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого), Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина, «Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерской, Марина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касание, Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романа, Л. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войны, Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
, Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войны, Любовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войной, Виктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войны, Ольга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войны, Елена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красота, Ян Смирницкий, 03.2001
- Завтра была война, Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актах, Алексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?, Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собрался, Ольга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы Толстого, Надежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался, «Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизнь, Валерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятие, Дина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира», Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового века, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазом, Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеи, Наталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременно, Алексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до конца, Григорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом виде, Роман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славе, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном формате, Олег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времени, Майа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангарда, Лариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовью, Ирина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький Толстой, Алексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталей, Алена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру», Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера, «Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизода, Кирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
|