In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Пугачёв

Бо­жест­вен­ная ко­ме­дия. Вариации

Совер­шенно Неве­ро­ят­ное Со­бы­тие (Же­нитьба в 2‑х дейст­виях)

Новогоднее приключение Маши и Вити

Маяковский. Послушайте

Вишнёвый сад

Подарок

Двадцать третий

Мой Брель

Рыцарь. Моцарт. Пир. 

К 90‑ле­тию Петра Фоменко. «Коме­дия о тра­гедии»

Опасные связи

Чающие движения воды

Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция

Доктор Живаго

Молли Суини

Королевство кривых

Выбрать троих

Счастливые дни

Завещание Чарль­за Адам­са, или Дом се­ми по­ве­шен­ных

Чайка

Король Лир

Мастер и Маргарита

Lёгкое Dыхание

Серёжа очень тупой

Египетские ночи

…Души

Мамаша Кураж

Школа жён

Смешной человек

Сон в летнюю ночь

Руслан и Людмила

Фантазии Фарятьева

Лет­ние осы ку­са­ют нас да­же в но­яб­ре

Послед­ние сви­да­ния

Египет­ская мар­ка

Безум­ная из Шайо

Заходите-заходите

Театральный роман (Записки покойника)

Пять вечеров

Алиса в За­зер­калье

Рыжий

Триптих

Сказка Арден­нско­го леса

Беспри­дан­ни­ца

Самое важное

Он был титу­ляр­ный совет­ник

Вой­на и мир. На­ча­ло ро­ма­на

Семейное счастие

Одна аб­со­лют­но счаст­ли­вая де­рев­ня

Волки и овцы

В гостях у барона Мюнхгаузена


Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Алдашева
«Театр.», 18.02.2021

Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»

Премьера спектакля художественного руководителя «Мастерской Петра Фоменко» Евгения Каменьковича «Доктор Живаго» по одноимённому роману Бориса Пастернака пройдёт 21 февраля.

Спектакль Каменьковича по роману «Доктор Живаго» в планах сезона фигурировал под рабочим названием «Игра в людей». В итоге эти слова ушли в жанровое определение — оно звучит так: «„игра в людей“ по мотивам одноимённого романа Бориса Пастернака в 3-х частях, состоящая из прозы, стихов и всякой всячины, внушённая сознанием, что половина людей перестала быть собой и неизвестно что разыгрывает». Напомним, эта формулировка взята из романа — так характеризует автор «мрачный дневник или журнал тех дней», который вёл Юрий Живаго, озаглавив его «Игра в людей».

«Доктор Живаго» — возвращение Евгения Каменьковича к большой во всех смыслах и сложной, «несценичной» прозе. Напомним, только в «Мастерской Петра Фоменко» он создал театральные версии «Улисса» Джойса, «Дара» Набокова, «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина (причём в собственной инсценировке, а не на основе пьесы Сергея Михалкова «Балалайкин и К°», известной по спектаклю Георгия Товстоногова в «Современнике»). Помимо этих масштабных и многофигурных работ большой формы, опытом театрального освоения «несценичной» прозы стал спектакль «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос» — в этом случае многочисленных персонажей играли восемь актёров в камерном пространстве, а женский ансамбль «Самого важного» был отмечен специальной премией «Золотой Маски». Однако в последние несколько сезонов Каменькович ставил в «Мастерской» только пьесы — так в репертуар театра вошли «Lёгкое Dыхание» Петра Гладилина (2018), «Король Лир» Шекспира (2019), «Седьмой подвиг Геракла» Михаила Рощина (2020), а также появился zoom-спектакль «Выбрать троих» по пьесе Дмитрия Данилова (2020).

Как и у всех вышеперечисленных «прозаических» спектаклей, у «Доктора Живаго» будет немалая продолжительность — около пяти часов. Кроме того, как и большинство из них, он будет «многофигурным» спектаклем большой формы — в «Живаго» занято почти два десятка артистов, которые играют около сорока ролей разного масштаба. Заглавную роль сыграет Иван Вакуленко, а Лару — дебютантка «Мастерской», окончившая в 2020 режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца) Ольга Бодрова. В основных ролях заняты артисты всех поколений «Мастерской»: Карэн Бадалов, Юрий Титов, Полина Кутепова, Екатерина Смирнова, Дарья Коныжева, Никита Тюнин, Иван Верховых, Рифат Аляутдинов, Александр Моровов, Вениамин Краснянский, Владимир Свирский, Елизавета Бурмакова.

В официальном релизе спектакля театр подчёркивает важность двух взаимосвязанных у Пастернака смысловых линий — евангельского мотива и темы таланта, творчества как возможности парадоксального «довоплощения» человека. При этом создатели поясняют, что одной из ключевых художественных задач была попытка осуществить «сложнейший опыт перенесения жизни как самоценности, заявленной в романе, на подмостки для зрителя ХХI века; „игры в людей“ — в игру людей».

Примечательно, что создатели спектакля видят в «Живаго» и возможность рефлексии на тему театра. Для этого стихи Живаго, которые в структуре романа — «послесловие» к прозе, в том числе и к прозе жизни, «встроены» в основное действие. «Театр перемонтировал прозу и стихи, смешав историю с поэзией. Каждый эпизод жизни оттеняется светом вечности — „ибо прошлое прошло“, — говорится в релизе. — Человек, сокрушённый историей, низведённый по социальной лестнице до дворницкой, сохранил себя в стихосложении — „присутствием искусства“ в поэтическом осмыслении жизни. А „искусство всегда занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь…“».

Общий замысел и отношение к «Доктору Живаго» в контексте сегодняшнего дня создатели формулируют так: «Почему театр обращается к этому роману сегодня? Он кажется нам как никогда современным. Ведь истории вроде бы никто не делает, её не видно, как нельзя увидеть, как трава растёт. Но в переломные времена с каждым случается „по две революции, одна своя, личная, а другая общая“. Когда всё бытовое опрокинуто и разрушено, когда кончаются „законы человеческой цивилизации“ — не человек служит эпохе, а эпоха развёртывается так, чтобы человек осуществил себя с наибольшей яркостью и свободой. Живаго — словно бы создан для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в неё не вмешиваясь. Но жизнь, понятая и прожитая героем как служение, как горение („Свеча горела“ — ещё один вариант названия романа) — созвучна служению театральному:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье».

Вместе с Евгением Каменьковичем над спектаклем работают художник по костюмам Олеся Скарына, художник по свету Владислав Фролов, балетмейстер Рамуне Ходоркайте и автор музыкального оформления Герман Бескедов.

Источник: «Театр.»


Другие статьи



© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100