|
Глеб Ситковский «Газета № 126», 13.07.2007 Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»13 июля исполняется 75 лет человеку, без которого нынешний русский театр показался бы местом безрадостным и маловдохновенным, — режиссеру Петру Фоменко.Слово «режиссер» применительно к нему, впрочем, кажется недостаточным. Сказать «педагог» или «основоположник школы» — прозвучит глупо и слишком напыщенно. Главное в Петре Фоменко — его удивительная животворная и плодоносящая сила. Речь идет, конечно, не о количестве и даже не о качестве поставленных им спектаклей, хотя многие из них наверняка войдут в театральные учебники, а скорее о количестве и качестве его учеников. О режиссерах и актерах, в разные годы поставленных Фоменко на службу Мельпомене. Ведь если поразмыслить, все хоть чего-нибудь стоящее в современной театральной Москве процентов на 70 создано или учениками самого Фоменко, или учениками учеников. Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Иван Поповски, Миндаугас Карбаускис, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев — это лишь те, чьи имена на слуху. Но к ним надо приплюсовать еще по крайней мере полтора десятка молодых режиссеров, от которых при определенном стечении обстоятельств стоит ждать толка в будущем. А об актерах, воспитанных в Мастерской Петра Фоменко, и говорить нечего. Сколько их, прекрасных, умных и талантливых, мы оттуда получили: начнешь перечислять — утомишься.
Любой хороший режиссер всегда животворец: он прикасается к литературной ткани, и она на глазах публики оживает, обретая чью-то плоть и чью-то кровь. Но редко у кого получается передать эту способность к животворству окружающим людям. Вот у Фоменко каким-то необъяснимым чудом получается. Его актеры умеют остаться хорошими актерами, даже попав в плохие руки — например, в каком-нибудь никудышном кино. Это значит: они обучены сопротивляться всепобеждающей мертвечине и в любых условиях хранят способность к творчеству. Это значит: они «фоменки» не просто по прилепившемуся много лет назад прозвищу, но и по существу.
Здесь надо заметить, что Фоменко стал Фоменко как раз тогда, когда появились «фоменки». Нет, у него, конечно, были замечательные спектакли в репертуарных театрах Москвы и Ленинграда (Театр Маяковского, Таганка, ЦДТ, Малая Бронная, Вахтанговский, Ленинградский театр комедии), но в полную силу он как режиссер вошел благодаря педагогике. Его переездом из Ленинграда в Москву и тем, что парой лет позже Фоменко стал преподавателем на режиссерском факультете ГИТИСа, мы обязаны тому, что его в 1981 году выжили из Ленинградского театра комедии. С тех самых пор Фоменко стал называть Петербург не иначе как «тайная недоброжелательность». В 1983 году он набрал режиссерский курс, а в 1988-м — актерско-режиссерскую группу, которая после и стала костяком Мастерской Петра Фоменко. О том, что потом из этого вышло, знают все: получился лучший театр в Москве, где на сцене не врут и не фальшивят. Иногда кажется, что именно тогда, в 1980-е годы, Петр Фоменко научился быть счастливым и научил этому других. Почти каждая постановка Петра Фоменко — о счастье, и счастье это всякий раз рождается из сотворчества многих, из студийного начала. Многие его спектакли строятся по очень простой схеме: на сцену выходят актеры и вместе приникают к какой-нибудь хорошей книжке, содержание которой они сегодня расскажут зрителям. Не делают вид, что читают, а читают. И это, пожалуй, самое главное, чему научил Фоменко своих учеников: читать и думать. Одухотворяться.
Оригинал статьи
Последние статьи о театре- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки», Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стекло, Любовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, «Коммерсант», 19.06.2007
- Вожатый, Алла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми», Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Всем поклон, С. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Безлюбовная отповедь, «Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любви, Ирина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаления, Григорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Самое важное, Елена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесности, Сергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игру, Елена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачут, Марина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Все, кроме любви, Елена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихо, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Певица и толмач, Галина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизни, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Действительно: как жаль!, Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Односторонний брак, Алла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |