In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Рахлина Анастасия
«Домовой», 10.2007

За стеклом

Только что прошедшая картина «Путешествие с домашними животными», летние съёмки в Санкт-Петербурге, репетиции — этот сезон, как впрочем, и почти все предыдущие, будет для Ксении Кутеповой очень насыщенным. А ещё она впервые выйдет на сцену МХТ — сыграет Елену в «Белой гвардии» у Сергея Женовача.

Ровно в 16.00 я прибываю к служебному входу в театр. «А Ксении Кутеповой ещё нет», — доверительно сообщает вахтёрша. Тепло, покурю снаружи. Ровно в 16.15 решаю позвонить: мало ли, вдруг человек день перепутал. «Да-да, я подъезжаю, буду минуты через три». Наконец из-за угла выныривает маленький джип с георгиевской ленточкой на антенне — за полутёмным стеклом знакомый рыжий абрис. Приподнимаюсь с ограды газона, но, оказывается, напрасно — это Полина. Туфли без каблуков, небрежное каре, шёлковая блузка, джинсы — не торопясь Полина заходит в театр. Меж тем уже 16.30 — мстительно подумываю о том, как спрошу Ксению про опоздания: свойственно ли ей это? Наконец к театру вновь подкатывает авто, и лёгкой походкой из него выходит ещё одна рыжая женщина — вся движение, волосы собраны высоко на затылке, чёрное платье, в руках маленькая сумка. Мы входим в театр — Ксения будто летит неслышными шагами. Лабиринт незнакомых пространств, в полутёмном зале кто-то играет на пианино, откуда-то слышатся голоса. Ксения заглядывает в дверь и салютует сумочкой: «Полина!!!» Стремительно поворачивается ко мне: «Где нам?» — «Лучше, где потише». — «Тогда в гримёрную». От этой её стремительности я поначалу взяла не тот темп, мне показалось, с ней так и надо — разговор как пинг-понг. Быстро сообразила — неправильно.

С ней есть ощущение льда. О таких женщинах должны мечтать капитаны дальнего плавания где-нибудь на рейде Сиэтл-Нагаево. Или лётчики-истребители. Женщина-птица: рядом, а одновременно далеко-далеко, ускользает скрипичной мелодией. Может быть, даже мешает ложкой суп, рассеянно глядя в пространство, а взгляд при этом — где-то в туманности Андромеды. Совсем не снежная королева — просто видишь её как сквозь стекло, по которому прогулялся первый морозец.

Жизнь Ксении Кутеповой полна того, о чём другие только грезят: ярка и постоянна в своём призвании, признана, у неё большая семья, двое детей — пятилетний Василий и двухлетняя Лида. «Почему вы детей именно этими именами назвали?» — спрашиваю я, а она как будто немного удивляется: «Так бабушку с дедушкой звали, по папиной линии». (Голос её тут теряется, вся богатейшая палитра интонаций, нежные краски цезур, сильные и слабые доли, складывающиеся в неповторимый рисунок, — из миллиона узнаешь их с Полиной голоса, ни у кого таких больше нет.) «Для вас ведь, — спрашиваю, — очень важны семейные связи, и по горизонтали, и по вертикали?» Она соглашается: «Я думаю, да, так нас воспитали наши родители. Мы держимся вместе — три сестры, мама, все дети? (Она щурится куда-то в детство.) У нас был, наверное, культ семьи. Воскресные обеды? Неподалёку от места, где мы жили, был яблоневый сад — мы устраивали там пикники всей семьёй? скатерти на траве?» На следующий вопрос я ожидала какого угодно ответа, но только не того, что прозвучал. «Если в вашей жизни происходит событие, к которому вы не знаете, как отнестись, кому будет первый звонок?» Думаю, скажет: Полине, мужу. Вдруг слышу, без паузы: «Никому».

 — То есть получается, что важность семейных связей не мешает тому, что вы остаётесь в достаточной степени закрытым человеком?

 — (С некоторым воодушевлением.) Да, и это, наверное, тоже воспитано в семье — политика невмешательства в личную жизнь каждого. Если ты о чём-то не говоришь — значит, ты не хочешь об этом говорить. И никто не будет к тебе лезть. (Пауза.) У нас достаточно скрытные характеры.

 — У всех?

 — Да, мне кажется, у всех. Замкнутые. Вроде бы как все вместе, но при этом и по отдельности.

 — А при этом у вас есть близкие подруги?

 — Нет, у меня нет подруг.

 — Вообще нет?

 — Вообще.

 — Только сёстры?

 — Да. И Злата, и Полина? А поскольку мы с Полиной всегда были вместе, и в театре, и? всю жизнь, то, наверное, это и причина (смеётся) того, что у меня нет подруг и нет потребности, чтобы они были.

 — А как вы с Полиной в театр пришли? Я, честное слово, не знаю.

 — Наша старшая сестра Злата — она, конечно, повлияла. Мы танцевали с Полиной в ансамбле имени Локтева, с детства снимались в кино, но всё равно это было? как-то не всерьёз. А старшая сестра — она мечтала стать актрисой, занималась в театральных студиях, училась в театральной школе. У неё была цель, она её добивалась, а мы с Полиной очень инертно за ней волочились.

И был со стороны Златы один поступок, за который я очень ей благодарна. Это было в самом начале девятого класса, в сентябре. Мы жили в Беляеве, учились в обыкновенной средней, посредственной школе. Такая тёмненькая дыра. И вдруг приходит Злата и говорит: «Что вы делаете?! Идите в школу номер шестьдесят семь и учитесь там!» Просто взяла и волевым усилием отправила нас туда. И мы инертно потащились (смеётся).

Школа № 67 — она прямо здесь находится, на Кутузовском проспекте, за панорамой (Бородинской, то есть в двух шагах от «Мастерской». — Прим. авт.). Класс был уже набран. Это была очень сильная школа — четыре девятых класса: литературный, химический, физико-математический и обыкновенный. Мы пришли в литературный. С нами провёл собеседование Лев Иосифович Соболев и почему-то нас взял. Я не знаю почему. Не могу сказать, что мы были очень подкованы (смеётся). Правда, у нас была очень хорошая домашняя библиотека, мы много читали.

А это очень прогрессивная школа была. Наша классная руководительница, учительница истории Тамара Натановна Эйдельман, дочка Натана Эйдельмана, читала нам историю, как никто тогда не читал. (Пауза.) Мне вообще — счастливая звезда! — повезло с учителями.

 — А вы в ГИТИС с первого раза поступили?

 — Да тоже как-то случайно.

 — Мне просто интересно, как вы к Фоменко на курс попали. Какова здесь доля случайности? У вас была эта история, когда поступают одновременно в несколько институтов?

 — Конечно, была. Более того, в ГИТИСе на режиссёрском факультете в один год набирали Хейфец и Фоменко и ещё Андреев — на актёрском. Один педагог из нашей школы сказала: идите к Фоменко! А мы не знали, кто это, мы же в театр вообще не ходили! (Смеётся.)

 — Даже так?!

 — Нет, ну с классом ходили — на «Вишнёвый сад» Эфроса?

 — А сами не бегали?

 — Как-то больше в кино. Я прогуливала уроки и ходила в кинотеатр «Киев», который здесь был. (Здесь — это в здании, где сейчас находится Театр Фоменко. — Прим. авт.) Посмотрела «Восемь с половиной», прихожу на следующий день в школу, Тамара Натановна меня спрашивает: почему тебя не было на уроке? Я честно ответила: в кино ходила. А что смотрела? «Восемь с половиной». Она говорит: ну ладно, раз Феллини, то ничего страшного. (Пауза.) Так вот я до сих пор здесь (смеётся).

 — У вас такая жизнь получилась — со стороны кажется, что очень ровная. Даже, как сейчас выясняется, в географическом отношении. Вам никогда не хотелось взять и всё резко поменять?

 — (Вздыхает.) Хотелось, конечно. Но видите — не изменилось же ничего! (Смеётся.)

 — А почему вы этого не сделали?

 — А потому что? Вы про театр спрашиваете?

 — Нет, вообще про жизнь.

 — Может быть, я по природе своей не авантюристка, а если авантюристка, то с гарантией (смеётся) благополучного исхода. Как бы вам сказать? Вот у нас есть спектакль, «Три сестры», так мне кажется, что я - Наташа. У меня нет этого саморазрушения, которое присутствует в сёстрах Прозоровых, которых мы с Полиной играем. Я крепко стою на земле. У меня есть дом, есть любовь? У меня есть дача, где я, как Наташа, вырубаю аллеи (смеётся) и сажаю цветочки. Я такой человек — очень земной (замолкает, ищет слово)?

 — Материальный.

 — Нет, не материальный. Это не то слово. (Маленькая пауза.) Я женщина, жаждущая воплощения своего назначения. Без налёта романтизма.

 — Что за назначение?

 — Женское. Семья, дети.

 — Потом, как следствие, внуки.

 — Я бабушкой очень хорошо себя представляю.

 — Видите себя?

 — Не то чтобы вижу, просто знаю, что я такой человек. (Пауза.) Вряд ли случится такое, что я всё брошу и улечу на край света с незнакомцем. Хотя я знаю людей, у которых это происходит в жизни, я смотрю на них и думаю: нет, я так не смогу! (Смеётся.)

 — А у вас бывают ощущение такое заполошное — вот, время идёт, а я ещё ничего не сделала?

 — (Решительно.) Да! Это было? (Перебивает сама себя.) Это, наверное, кризис среднего возраста называется?

 — Наверное.

 — Это было, но сейчас прошло, потому что сейчас? я это уже воспринимаю как данность (хохочет). «Время ушло, я ничего не сделала?» Зато у меня есть дети, которые всё успеют. А я уже устраняюсь — уступаю дорогу моим детям! (Веселье.)

 — Вы когда-нибудь думали о том, чтобы уйти из театра? Вы такую мысль допускали?

 — Конечно. (Пауза.) Понимаете, бывают очень тяжёлые сезоны. (Пауза.) Работать в театре — это вообще тяжело. Не только физически, но и психологически. И вот под конец сезона наступает депрессия? у всех, по-моему. Потому что уехать куда-то, чтобы передохнуть, невозможно — это не та работа.

Хотя нет, у меня в прошлом году была такая возможность — вдруг на неделю я уехала с мужем и сыном кататься на горных лыжах. И была потрясена таким образом жизни. В принципе люди так и живут — устав, они спокойно берут своих детей и едут отдыхать. Я приехала счастливая, совершенно с другим внутренним состоянием доигрывала сезон. К сожалению, обычно театр не позволяет такого. Тяжеловато. Особенно когда репетиции, выпуск спектакля? Последние две-три недели — муж уже знает — ко мне лучше не подходить.

 — А если подойти, что будет? Вы в таком состоянии ругаетесь или плачете?

 — По-разному. Могу ругаться, могу плакать. Могу не отвечать на вопросы. Просто мысли о другом. Вот мы когда выпускали «Самое важное», я репетировала монолог, возвращалась после репетиции — а до премьеры оставалась неделя — и заехала на заправку. В голове у меня монолог, я вставляю пистолет, расплачиваюсь, сажусь в машину и уезжаю.

 — Оторвали шланг?!

 — Колонку снесла (смеётся).

 —?!!!!

 — Из земли бил фонтан бензина! (Хохочет.) В таком состоянии ни на чём не концентрируешься.

Под финал я ей, конечно, один очень неправильный вопрос задала и сама в эту ловушку попала. Она аж онемела. И тоже вопрос задала. И тут уже онемела я. «Памятуя о депрессиях, — спросила я, — а вы когда-нибудь задаёте себе вопрос: во имя чего я всё это делаю?» Она взяла паузу и первый раз за весь разговор развернулась ко мне — до этого сидела вполоборота, особо без eyes contact. А тут внимательно и долго посмотрела в глаза.

«Подождите. Я вот просто чтобы понять, о чём речь. Вы ради чего работаете журналисткой?» — спросила она. Я сделала попытку увильнуть: «Я как вы не работаю. Я бы так не выдержала — когда вообще себе не принадлежишь». Она не отступила: «И всё-таки?» Отвечать вообще не хотелось. Потому что таких, как она, вообще немного, и я точно не из них. «Ради денег, — говорю со вздохом, — ради удовольствия». Она формулировку приняла — в том смысле, что «давайте в этих категориях порассуждаем».

 — Ну вот и я. В первую очередь, конечно, ради удовольствия. Не зарабатывают люди в театре.

 — И сейчас?

 — Да. В сравнении с кинематографом тем более. Если это не антреприза. Но ведь антреприза — это же неинтересно. Я думаю, что ситуация с нашим театром — она несколько индивидуальна. Личность Петра Наумовича Фоменко — она делает ваш вопрос немного? ну как бы? немного риторическим. Потому что Фоменко — это страница истории театра, а у меня есть возможность с этим человеком работать и общаться. Это немалого стоит. 


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100