In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Дьякова
«Новая газета», 10.01.2008

Волга впадает в Москву-реку

В новое здание «Мастерской Петра Фоменко» на речном обрыве первой вошла «Бесприданница»

Новый театр — там же, на Кутузовском, у реки, меж Бородинской панорамой и чуть пророщенной хай-тековской кукурузой «Москва-сити». От дверей старого здания стеклянный портал нового отделен узким проездом.

Белое цилиндрическое здание выступает над мостовой лишь элегантным полукругом фойе. Театр «уходит вниз». Он вписан в обрывистый берег Москва-реки, точно пещеры первых русских иноков — в берег Днепра. (Правда, катакомба «фоменок» зело велика и комильфотно комфортна.)

Здесь не поднимаются на галерку, а спускаются в партер. На дверях, ведущих в ярус, — бронзовые таблички «Ложи бельэтажа». Но это единственная архитектурная дань «старинным многоярусным театрам». И цвета иные: «свежее масло» и «слоновая кость» оттенены черными вертикалями. Кресла Большого зала — спокойного, бледно-зеленого цвета.

Большая сцена нового здания «Мастерской» открылась под Рождество премьерой «Бесприданницы» Петра Наумовича Фоменко.

На авансцене горят высокие городские фонари, точно уходящие в рисованный занавес. Сепия чуть размыта: овраг, обрыв, дощатый мосток. Слева — пышная, властная, парадная, как кулич, церковь екатерининских времен — и щелястые, потемнелые домики обывателей. Справа — ампирный флигель с высокими окнами, с крутым капризным крылечком, с худой водосточной трубой — и щелястые, потемнелые домики обывателей.

?Да какая-то беспризорная жимолость, да лесенки на косогор. Газовые фонари, венские стулья из кофейни на променаде, дальний граммофон с Варей Паниной, каслинское литье решеток — и стаи галок на крестах города Бряхимова.

Занавес поднят. За ним — то же, но в объеме и цвете (художник-постановщик — Владимир Максимов). Многоярусные крутые лестницы. Фонари.

Все это можно любить — или не любить. Как и эту (уже непривычную!) меру театральной достоверности и подробности. Право каждого?

На «Бесприданнице» почему-то все думаешь: много ль людей еще включают в свою? как ее? самоидентификацию эти бульвары? И театр теней на заднике, похожий на «силуэтные портреты» 1820-х. И барышень, напевающих с седым цыганом Ильей: «А на подушках петушки? ах, золотые петушки»?

Сцена идет минуты две. В Ларисе (Полина Агуреева) ясно проступает бабушка ее на генеалогическом древе русской литературы, Наташа Ростова. Но Бесприданнице та высота помыслов необыкновенная и ясный, как ампирный ордер, кодекс чести уже не по чину.
То бишь не по деньгам. Такая беда.

Впрочем, это мы уже сколачиваем концепцию. А в трехчасовой (по программке, на деле больше) «Бесприданнице» концепции как-то и вовсе нет. Или она растворена в сумерках, в тенях, в скупых недомолвках. Как и бывает в жизни.

Уж на что теперь горяч Островский! Новые пореформенные времена воскресили его. Самые периферийные вещи — вплоть до «Женитьбы Белугина» — отлично идут в Москве. Опыт 1990-х дал понять: до чего трезвым, приметливым к приводным ремням душ, здравомыслящим замоскворецким мужчиной был данный автор!

По чести, персонажи его нам сейчас ближе теней Чехова — Достоевского. И началась эта «новая волна» с веселой злости «Волков и овец» П. Н. Фоменко.

И пьеса «Бесприданница» (1878) — очень трезвая. Каж?дой репликой каждого персонажа может весело править, встряхивая вожжами, его личный мелкий бес: ведь всякий ведет свою игру на этой Макарьевской ярмарке тщеславия. 

Ставит на Паратова ва-банк Лариса, на «зеро» меж Паратовым и Кнуровым — Харита Игнатьевна, на щекотку тщеславия — Карандышев.

Счастливцев-Робинзон (до чего дошел, Аркашка!), цыган Илья, лакей Иван, делец Вожеватов — у любого свой интерес. Такие уж времена: золотой век настал!
?И заново настал: нынче ведь на театре и лепет Офелии трактуют как игру ва-банк ради жениха не по чину. (А что принц — малахольный, так и лучше: шансов больше.)

Ничего, выходит свежо и остро. Даже интересно смотреть. Только сцена сумасшествия почему-то провисла.

Так бы «Бесприданницу» и понимать. И эти «лестницы над Волгой» по всей сцене: спуски-подъемы, площадки — повороты судеб. Хлипкие социальные лестницы пореформенной России: оскользнешься — шею свернешь.

Но у Фоменко — решительно не то. Здесь Паратов (Илья Любимов) — почти ровесник Ларисы. Его белоснежная рубаха отсылает куда-то к «Повестям Белкина», к легкому оброку, к венчанию «убегом»? Пос?ле стыдного и тяжкого обеда у Карандышева, после пения Ларисы они ведут объяснение так, точно не за Волгу собрались сбежать, а уже сбежали из житейской логики. Не только Лариса не ведет игру ва-банк, но и Паратов «бросил расчеты».

Мы-то, в зале, знаем: эти душевные пируэты, по морозу босиком — ненадолго. Их будет? ну пусть семь-восемь — но уж никак не двадцать пять. И те не к добру.

Мы давно забыли, как по-итальянски «окно». Как ведут такие разговоры — и бросают все, очертя голову, ради двух-трех часов неземного накала. Если нас чем-то и можно шокировать, то именно романтическим театром без кавычек и скепсиса.

А спектакль все задерживает наш взгляд на поющей Ларисе. На лунной дорожке по синеве. На куполах, крылечках, крестах города Бряхимова.

?Впрочем, так было и в «Волках и овцах» Фоменко. Чаровали, плутовали, глотали заживо женихов, щелкали чичиковской шкатулкой, считая приданое. Но взлетал романс «Ласточка» — и двое, хищница и жертва, смеялись в саду на качелях. И, пожалуй, достаточно. Лучше этого взлета в жизни ничего не будет.

Зрителям, закаленным золотым веком, проще и интереснее наблюдать за парадным обедом у Карандышева (Евгений Цыганов). И жених в кургузом сюртучке хорош — так и лучится неуверенным самодовольством. И обед, где дьявольской перебежкой пляшут меж персонажами Островского понятия о «правильном» размере стерлядей и социальном статусе вина по шесть гривен (эта сцена залу весьма внятна: мы давно так живем).

Хороша и Галина Кашковская в маленькой роли тетки Карандышева: так она поет «Дремлют плакучие ивы», раскладывая столовое серебро? так зло и сладко объясняет обиняками, что без приданого нонеча не прожить? так побаивается знатока светских правил — лакея Ивана.

Зритель с пониманием смотрит, как пляшет заживо по адской сковороде маменька Огудалова — Наталья Курдюбова. В «Гедде Габлер» Карбаускиса она запомнилась непривычной для актрис «Мастерской» эксцентрикой демона (точно в озере Одетт появилась одна Одилия).

Здесь Курдюбова делает Хариту Игнатьевну второй главной героиней. Острый подбородок, осиная талия, хищная сметка, в семи водах мытая — очень русская и неподдельная, страшноватая забота о дочери (с полным пониманием ее пути).

И усталая храбрость, с какой маменька остается наедине с пьяным Карандышевым и тульским пистолетом: ей вряд ли впервой?

Перед финалом, когда мосты и надежды сожжены, эфирная Лариса вдруг обретает цепкие и трезвые интонации матери. А в Харите Игнатьевне (ее, впрочем, на сцене нет) проступает бывшая Бесприданница.

?Спокойный, соразмерный, отлаженный и отточенный спектакль разительно отличается от предыдущей «большой премьеры» «Мастерской». «Три сестры» вышли на сцену неровными, но абсолютно живыми.

«Бесприданница» в каких-то сценах кажется действующим макетом идеального спектакля «Мастерской Петра Фоменко».

Или дело в том, что театр резко сломал наши ожидания? Он не разбирает острые перепелиные косточки плутовства, самодовольства, бессловесных контрактов под честное купеческое слово. Знаем и сами: уже без Островского. Пожалуй, и до оскомины.
А эта «Бесприданница» вышла вневременной. Действом о сердечном взлете, ради которого ломают карточные доходные домики, живут и гибнут.

И главная песня Ларисы — цыганская, с рефреном «Ой? да я не помню! Ай? да я не знаю!» — словно об этом языке душ, наглухо забытом в г. Бряхимове-2008.

?Хотя и по этой логике в чистом выигрыше остался токмо судохозяин С. С. Паратов. Какие бесценныя, незабвенныя пережиты минуты! Какой взлет души, горящий эфир, именины сердца!

Право: этот-то человек теперь знает, что жил не зря.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100