In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алена Карась
«Российская газета», 10.01.2008

Крыша для таланта

Мастерская Фоменко отмечает новоселье «Бесприданницей»

Наконец «Мастерская Фоменко» обрела новое здание, о котором мечтала с того самого дня, как ее поселили в бывшем кинотеатре «Киев», где построила себе маленький зал на 120 мест. Их новая прописка почти не переменилась — полностью переменился окружающий ландшафт: новое здание расположилось на набережной Тараса Шевченко, и из его широких окон видна головокружительная футуристическая панорама делового центра «Москва-Сити», который стремительно возводится на противоположном берегу Москвы-реки.

Главный архитектор проекта Сергей Гнедовский вписал здание нового театра прямо в откос: его фасад обращен к реке и точно повторяет линию склона. Этому зданию как нельзя более кстати подошла пьеса Островского «Бесприданница», действие которой разворачивается на крутом берегу Волги. Ее премьеру и сыграли в первые дни нового года в большом зале на 450 мест.

«Бесприданницу» Фоменко поставил бы в любом случае. Ему — блистательному коллекционеру и создателю уникальных женских индивидуальностей — давно мерещился такой женский тип, с которым он не имел дела, пожалуй, со времен ленинградского «Театра комедии». Когда-то, еще со старшими «фоменками» — сестрами Кутеповыми, Тюниной, Джабраиловой — он сотворил нежный и исполненный нового театрального очарования мир в пьесе Островского «Волки и овцы». Он точно «очеховил» Островского, снял всякую жанровую резкость, заменив ее нежнейшим лирическим чувством, наделив всех героинь пьесы особым, неповторимым женским шармом. И еще раз он проделал нечто подобное в Вахтанговском театре.

На этот раз ему явно хотелось расслышать в Островском совсем иные, резкие, трагические интонации. В актрисе Полине Агуреевой ему виделась не лирическая, а страстная, роковая, трагическая героиня, которая, полюбив, способна на самые безрассудные поступки. За время, что Фоменко откладывал «Бесприданницу», его будущая Лариса успела проявить себя именно такой героиней и в жизни, и в театре. В жизни очаровательная Полина Агуреева стала женой одного из самых дерзких лидеров нового театра Ивана Вырыпаева, а в театре бесстрашно сыграла маньяка-убийцу в спектакле по его пьесе «Июль».

Сам же Петр Фоменко и его «Мастерская» наконец обзавелись домом, о котором давно мечтали.

Быть может, именно это парадоксальное сочетание «Мастерской» и нового ультрасовременного пространства наполнило новый спектакль Петра Фоменко теми мрачными, безнадежными интонациями, от которых с первых же его тактов рождается почти физическое ощущение неизбывной тоски.

Деревянные крутые сходы волжской набережной (так рифмующиеся с пейзажем за окнами «Мастерской») марш за маршем ведут вниз, к реке, к смерти. И даже великолепный пейзаж на заднике, открывающий волжские кручи с церковкой и усадьбой, не умиряет это чувство безнадежности и тоски (художник Владимир Максимов).

Кажется, что актерам никак не удается вырваться из этого основного интонационного потока. Явно скучающие господа бродят по сцене, и хоть каждый из них резко не похож на другого, их минорные, монотонные голоса звучат в унисон. Мокий Парменыч Кнуров (Алексей Колубков), его молодой конкурент и товарищ Василий Вожеватов (Андрей Щенников), сам герой-любовник Сергей Сергееич Паратов (Илья Любимов) — все они точно вышли из нового московского Сити — циничные, мягкоулыбчивые, по-европейски сдержанные и глубоко пресыщенные жизнью.

Резко неожиданным кажется только Евгений Цыганов в роли «маленького человека» Карандышева. Ничего приниженно-пошлого нет в его повадках — сдержанно-милый, как и прочие господа, он кажется из них самым обаятельным и единственно живым. И вопрос вызывает только то, отчего же Ларисе он видится таким ничтожным.

Но когда является Лариса, все вопросы отпадают. Она у Полины Агуреевой сильно смахивает на другую героиню Островского — Катерину из «Грозы». Она готова к своему финалу, обречена с самого начала.

Актриса точно закована в броню необычной, резкой игровой манеры: она пропевает эту роль едва ли не так же, как монолог вырыпаевского маньяка, странно интонируя, ставя смысловые ударения в самых неожиданных местах. Так говорят безумцы и поэты, ведь актриса воспринимает Ларису как «городскую сумасшедшую». За этой изысканной стилизацией, за этой манерой пока еще трудно услышать токи подлинного чувства и настоящей «русской трагедии», как ее хотел осуществить Фоменко.

И только в последние мгновения Агуреева прорывается к тому состоянию поэтической истовости, которой бывает отмечена подлинная трагедия. И становится понятно, насколько выхолощенная атмосфера современной жизни, одержимой Мамоной, страшноватый урбанизм Сити за окнами нового театра «фоменок» отозвались в строе всего спектакля и в истерически-бравурном выкрике Ларисы: «А ведь так жить холодно!»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100