In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Филиппов
«Русский курьер», 14.01.2008

Премьера к новоселью

В Мастерской П. Фоменко вышла «Бесприданница» Островского

Бесприданница" — первый спектакль, выпущенный Мастерской П. Фоменко в новом здании, выстроенном на берегу Москвы-реки. Современном, большом, с немаленьким зрительным залом, нисколько не похожим на прежнее помещеньице театра. В этом, собственно, и заключается одна из проблем: «фоменкам» не привыкать к игре на большой сцене, и все же обаяние их работ было связано с камерным помещением, с особой, домашней природой контакта между артистами и залом. Лучшие из их спектаклей могут идти где угодно: «Двенадцатую ночь» они однажды показывали на открытом воздухе, в развалинах Херсонеса, для множества зрителей, и это было великолепно. А для не самых сильных работ Мастерской эти подпорки вовсе не лишние. «Бесприданнице» они бы не повредили.

Если бы этот спектакль вышел в каком-нибудь другом театре, он вызвал бы совсем иное отношение: сцену Малого театра, к примеру, «Бесприданница» бы украсила. Спектакль выстроен очень точно, актерские работы в целом неплохи, явных провалов нет. Но нет и того, что придает очарование работам Мастерской Фоменко: ставшее их фирменными знаками волшебство, легкое, ткущееся на глазах у зрителя театральное кружево, в спектакле отсутствует. Отчасти это связано с замыслом режиссера, собиравшегося поставить «Бесприданницу» по-другому, без привычной для работ Мастерской теплоты и психологических обертонов. Но жесткий, рассказывающий о неумеющих любить, зацикленных на деньгах людях, перекликающийся с современностью спектакль не задался — он растворился в характерности, оказался не проговорен до конца и чересчур мягок. И что уж совсем не обычно для «фоменок» — не слишком хорош актерски.

В пьесе Островского есть вещи, без которых обойтись нельзя: погубивший Ларису Паратов должен обладать недюжинной внутренней силой. Это настоящий русский барин, кутила, не останавливающийся ни перед чем любитель риска, человек, из-за которого женщина может кинуться в воду, — в противном случае сюжетная логика теряет смысл. Илья Любимов точно заполняет режиссерский рисунок, но личной харизмы у него нет: он играет не скиксовавшего в последний момент, оказавшегося не на высоте собственных претензий сверхчеловека, а куражащегося богача.

Еще удивительнее то, что произошло с Карандышевым Евгения Цыганова. Цыганов очень хороший артист, но ему решительно не дался монолог, где раздавленный Паратовым и его приятелями, потерявший Ларису Карандышев жалуется на судьбу, говорит о том, что и он - человек. Здесь Островский приближается к Достоевскому, этот текст должен производить очень сильное впечатление, но дотянуться до трагедии Евгению Цыганову не удается. Из его работы напрочь ушла тема «маленького человека», он играет смешного и нелепого чудака: Карандышев смешон, но жалости, а уж тем более сострадания он не вызывает. Примерно те же претензии можно предъявить и Ларисе Полины Агуреевой — ее героине не хватает силы, это милая молодая женщина, полюбившая не того человека, а вовсе не бунтарка.

Зато все роли второго плана в спектакле удались. Тетушка Карандышева (Галина Кашковская), витающая среди любовных видений, но зорко следящая за серебряными ложечками немолодая дама просто шедевр. Хороши и Мокий Парменыч Кнуров Алексея Колубкова, и Вожеватов Андрея Щенникова, и Робинзон Владимира Топцова, и Харита Огудалова Наталии Курдюбовой. Проблема в том, что с этим изобретательно придуманным и прекрасно сыгранным фоном сливаются Лариса с Паратовым, и спектакль превращается в то, чего уж точно не хотел Фоменко — вариацию на темы среднестатистического спектакля Мастерской, тщательно выточенного, изящного и немного анемичного. Что ж, по сравнению с нынешними московскими премьерами это вовсе не плохо.

И актерские работы, и режиссура в «Бесприданнице» на голову выше, чем в большинстве московских театров. Но от Мастерской Фоменко мы, по давней привычке, ждем волшебства.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100