In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на август
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алексей Филиппов
«Русский курьер», 14.01.2008

Премьера к новоселью

В Мастерской П. Фоменко вышла «Бесприданница» Островского

Бесприданница" — первый спектакль, выпущенный Мастерской П. Фоменко в новом здании, выстроенном на берегу Москвы-реки. Современном, большом, с немаленьким зрительным залом, нисколько не похожим на прежнее помещеньице театра. В этом, собственно, и заключается одна из проблем: «фоменкам» не привыкать к игре на большой сцене, и все же обаяние их работ было связано с камерным помещением, с особой, домашней природой контакта между артистами и залом. Лучшие из их спектаклей могут идти где угодно: «Двенадцатую ночь» они однажды показывали на открытом воздухе, в развалинах Херсонеса, для множества зрителей, и это было великолепно. А для не самых сильных работ Мастерской эти подпорки вовсе не лишние. «Бесприданнице» они бы не повредили.

Если бы этот спектакль вышел в каком-нибудь другом театре, он вызвал бы совсем иное отношение: сцену Малого театра, к примеру, «Бесприданница» бы украсила. Спектакль выстроен очень точно, актерские работы в целом неплохи, явных провалов нет. Но нет и того, что придает очарование работам Мастерской Фоменко: ставшее их фирменными знаками волшебство, легкое, ткущееся на глазах у зрителя театральное кружево, в спектакле отсутствует. Отчасти это связано с замыслом режиссера, собиравшегося поставить «Бесприданницу» по-другому, без привычной для работ Мастерской теплоты и психологических обертонов. Но жесткий, рассказывающий о неумеющих любить, зацикленных на деньгах людях, перекликающийся с современностью спектакль не задался — он растворился в характерности, оказался не проговорен до конца и чересчур мягок. И что уж совсем не обычно для «фоменок» — не слишком хорош актерски.

В пьесе Островского есть вещи, без которых обойтись нельзя: погубивший Ларису Паратов должен обладать недюжинной внутренней силой. Это настоящий русский барин, кутила, не останавливающийся ни перед чем любитель риска, человек, из-за которого женщина может кинуться в воду, — в противном случае сюжетная логика теряет смысл. Илья Любимов точно заполняет режиссерский рисунок, но личной харизмы у него нет: он играет не скиксовавшего в последний момент, оказавшегося не на высоте собственных претензий сверхчеловека, а куражащегося богача.

Еще удивительнее то, что произошло с Карандышевым Евгения Цыганова. Цыганов очень хороший артист, но ему решительно не дался монолог, где раздавленный Паратовым и его приятелями, потерявший Ларису Карандышев жалуется на судьбу, говорит о том, что и он - человек. Здесь Островский приближается к Достоевскому, этот текст должен производить очень сильное впечатление, но дотянуться до трагедии Евгению Цыганову не удается. Из его работы напрочь ушла тема «маленького человека», он играет смешного и нелепого чудака: Карандышев смешон, но жалости, а уж тем более сострадания он не вызывает. Примерно те же претензии можно предъявить и Ларисе Полины Агуреевой — ее героине не хватает силы, это милая молодая женщина, полюбившая не того человека, а вовсе не бунтарка.

Зато все роли второго плана в спектакле удались. Тетушка Карандышева (Галина Кашковская), витающая среди любовных видений, но зорко следящая за серебряными ложечками немолодая дама просто шедевр. Хороши и Мокий Парменыч Кнуров Алексея Колубкова, и Вожеватов Андрея Щенникова, и Робинзон Владимира Топцова, и Харита Огудалова Наталии Курдюбовой. Проблема в том, что с этим изобретательно придуманным и прекрасно сыгранным фоном сливаются Лариса с Паратовым, и спектакль превращается в то, чего уж точно не хотел Фоменко — вариацию на темы среднестатистического спектакля Мастерской, тщательно выточенного, изящного и немного анемичного. Что ж, по сравнению с нынешними московскими премьерами это вовсе не плохо.

И актерские работы, и режиссура в «Бесприданнице» на голову выше, чем в большинстве московских театров. Но от Мастерской Фоменко мы, по давней привычке, ждем волшебства.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100