|
Екатерина Васенина «Новая газета», 28.02.2008 «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеНаталья Курдюбова принимает меры, чтобы не мешать дорожному движениюДочь разведчика, она могла бы сыграть Мату Хари. Хрупкой и жгучей, ей по плечу гротеск и трагедия. Однако из шляпы судьбы вытянулся лирический нонсенс — и актриса «Мастерской Петра Фоменко» Наталья Курдюбова широко трактует доставшееся амплуа. Стальная Гедда Габлер протягивает пистолет любимому и ненужному Эйлерту Левборгу, а металл в голосе дрожит, устал. В нынешнем сезоне Наталья Курдюбова переиграла Полину Агурееву в «Бесприданнице». Сквозь дым из мундштука ее Харита Игнатьевна смотрит на младшую дочь как Ларисино будущее, взгляд беспощаден. Так могла бы смотреть сама Лариса спустя двадцать лет, если бы выжила.
— На фото актеры вашего театра всегда в цветах, травах и хвое, в нежных одеждах, с улыбкой на устах. Насколько миф об особенной, прекрасной жизни театра Фоменко реален? Почему воздух, которым вы дышите на Третьем кольце, чище воздуха стоящих в пробке там же?
— За воздухопроизводство в театре отвечает Петр Наумович, так что за экологию можно быть спокойным.
— Вы в штате театра с 2001 года. Но по-хорошему вас помнят с «Гедды Габлер» Карбаускиса.
— Ну да, заядлые театралы запомнили еще в студенческой «Гедде», которая шла в 39-й аудитории ГИТИСа. Там играл сам Карбаускис — после этого на сцену он не выходил, Ирина Пегова играла служанку, и спектакль был замечательный, наивный и дерзкий. Жизнь в «Мастерской» началась для меня с «Безумной из Шайо». Старшие коллеги по всем вопросам и мелочам по-матерински помогали мне. Замечательный спектакль, надеюсь, его восстановят. С него начался новый этап обучения — в театре.
В институте был заложен фундамент, под присмотром мастеров-педагогов Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Ольги Фирсовой, Сусанны Серовой.
Продолжилось обучение «Египетскими ночами». Потом пошли вводы в «Месяц в деревне», «Одну абсолютно счастливую деревню», в «Войну и мир»? Потом пошли большие и сложные роли — в «Гедде Габлер», во второй редакции «Дома, где разбиваются сердца», в «Бесприданнице»?
Успела даже «сбегать на сторону» с благословения Петра Наумовича. Полтора года играла Шарлотту в «Вишневом саде» Някрошюса.
— Молодые говорят, что не хотят работать в репертуарных театрах. Им это неинтересно. Вам понятна такая позиция?
— Я понимаю, откуда это исходит. От возможности денежной работы, сериалов. Репертуарный же театр — это добровольное крепостное право. Но в театре нет дутых авторитетов и дешевой славы.
— Ваша Безумная из Пасси разговаривает с чучелом любимой собачки. А какие у вас отношения с воспоминаниями?
— Я живу, учась на своих ошибках, и опыт собственных ошибок анализирую и стараюсь хранить и использовать. А воспоминания — собственность прошлого. Вот пусть они там и живут в мире и покое, не отвлекая нас от настоящего. Жизнь так быстротечна?
— Кажется, что эпохе Фоменко в вашей жизни предшествовала другая долгая жизнь. Что ее наполняло?
— Ох, что только ее не наполняло. Были браки, разводы, работы, языки, путешествия, много всего было. На прежней работе — это была американская клиника — занималась рекламным маркетингом, продавала иллюзии. Познакомилась там с прекрасными людьми, с некоторыми из которых до сих пор общаюсь. Служба в театре — это совсем другое. Это образ жизни.
(В гримерку прокрадывается Полина Агуреева. На ней такие тихие балетные тапочки, что бесшумную Полину почти не видно. Полина быстро хватает текст с гримировочного столика и исчезает. — Е. В. )
— Поменять язык — лучший способ поменять мышление. Вы поменяли мышление, придя в театр? Ведь вот вы работали в маркетинге, говорили и мыслили «принтами», «роликами», «проектами», а теперь говорите «ма тант», «амур», «кель шарман». Как вы оказались в театре?
— Пути Господни неисповедимы. У меня в тот момент трагически погиб отец, а он всю жизнь мечтал, чтобы его дочери стали актрисами. Старшая сестра уже точно была не готова идти в театральный, и вот я себя нашла перед объявлением «Мас?терская Петра Фоменко» объявляет набор".
Когда вывешивали списки поступивших, с папиной гибели минуло сорок дней. Так что можно сказать, я в своей актерской судьбе ведома. Это какие-то метафизические дела, промыслы Божьи.
— Вы подглядываете за собой в реальной жизни?
— Хочется от этого избавиться. Бывает, что какой-то трагический момент в жизни, а ты опять подумал: «Ах, вот оно как бывает, надо запомнить». Запоминаешь — используешь, но умение забывать тоже необходимо.
— Можно написать: «фоменки» снимаются в сериалах? Хороших сериалах. «9 месяцев», например. Вы там играли гинеколога, а Карэн Бадалов — неудачника, влюбленного в одну из беременных.
— Конечно. Там такая команда собралась! Алексей Серебряков, Адабашьян, Русланова, Талызина, Розанова, Сергей Гармаш. Из наших там еще снималась Мадлен Джабраилова. И многие другие прекрасные артисты. Режиссеру на момент съемок было 23 года. Со всеми знаменитостями он очень корректно и результативно работал, к каждой нашел подход.
И мой первый сериал, «Закон», был очень хороший, это был дебют Александра Велединского, который после этого снял «Живой», «Русское», «Гадкие лебеди». Хочется назвать эти работы не сериалами, а многосерийными художественными фильмами.
— Вы же учились вместе с Карбаускисом? То есть могли стать и режиссером?
— Система обучения на актерско-режиссерском курсе так построена, что режиссеров обязывают играть в этюдах, а актерам дают возможность ставить — а дальше как Бог даст. Вырывающихся наружу режиссерских талантов я в себе не заметила пока, но могу сказать, что в экстренной ситуации, если Родина прикажет, я смогу поставить спектакль.
У нас в театре возьмите любого актера, он что угодно разберет и поставит. Но тогда что же делать режиссерам? Пусть лучше каждый занимается своим делом — талантливо.
— Чему вас научили годы в театре?
— Видеть. Слышать. Отда?вать. Терпеть. Прощать. Анализировать. Преодолевать.
— В какой роли вы сами себе удивились?
— В каждой роли удивление и радость приходят, когда роль и спектакль начинают дышать и жить. Когда режиссерский замысел уводит туда, где ты и не чаял оказаться.
А вообще в процессе работы над каждой ролью раскрываешь в себе много разного. Иногда нелицеприятного. Есть возможность отслеживать изменения в работе души в течение жизни, возможность что-то изменить.
— Ваша Харита Игнатьевна сидит такая сухая, прямая, спокойно курит, догадываясь, что происходит за Волгой между Ларисой и Паратовым.
Она торгует дочерьми и словно не видит певческого таланта в Ларисе. Словно сознательно помогает таланту погибнуть. Ларисин талант — ее слабость?
— Не певческий талант главное в Ларисе, главное — талант любить. Моя Харита — мамаша Кураж. Хотела как лучше, а получилось? то, что получилось. Возможно, если бы Лариса выжила, то с годами стала бы очень похожа на мать.
Поэтому моя Харита — трагический персонаж, а не мелодраматический. Ларису, дочь, спасает то, что у нее реакция на человеческую пошлость, несовместимая с жизнью. Она человек без кожи. Для нее смерть — спасение.
— Что вас радовало этой зимой?
— Солнышко! Сразу все хорошо. В Москве тяжело из-за серости. Люблю рождественские праздники — люди уезжают, мы работаем, и опустевший несуетливый город становится похож на Москву моего детства. Опять же «Бесприданницу» мы выпустили. Вот у нас новый дом, такой прекрасный, новые гримерки. Сцена учится дышать, буфет работает, тренажерный зал, цеха, все хорошо.
Окна в гримерку Курдюбовой и Агуреевой (Хариты Игнатьевны и Ларисы Огудаловой) задернуты плотной гардиной. «Чтобы водители по Третьему кольцу спокойно ехали по делам, — серьезно говорит Наташа. — А в морозную зиму мы запросто гуляем по замерзшей Москва-реке как раз посередине между Сити и театром. Красота!».
Последние статьи о театре- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира, «Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесь, Екатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеев, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами», Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Во всем виноват Табаков», Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольце, Екатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- Улыбка Фауста, Алена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только дом, Наталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Бацилла театра, Анастасия Борисенкова, «WHERE MOSCOW», 02.2008
- Искушение успехом, Ольга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодно, Екатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ?2 (867)», 02.2008
- Бесприданница, Ксения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Полина Агуреева: «Главное быть внутренне готовой к любви», Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Фоменковцы отпраздновали новоселье, Любовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-реке, Юлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звери, Елена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалости, Евгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |