In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Екатерина Васенина
«Новая газета», 28.02.2008

«Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольце

Наталья Курдюбова принимает меры, чтобы не мешать дорожному движению

Дочь разведчика, она могла бы сыграть Мату Хари. Хрупкой и жгучей, ей по плечу гротеск и трагедия. Однако из шляпы судьбы вытянулся лирический нонсенс — и актриса «Мастерской Петра Фоменко» Наталья Курдюбова широко трактует доставшееся амплуа. Стальная Гедда Габлер протягивает пистолет любимому и ненужному Эйлерту Левборгу, а металл в голосе дрожит, устал. В нынешнем сезоне Наталья Курдюбова переиграла Полину Агурееву в «Бесприданнице». Сквозь дым из мундштука ее Харита Игнатьевна смотрит на младшую дочь как Ларисино будущее, взгляд беспощаден. Так могла бы смотреть сама Лариса спустя двадцать лет, если бы выжила.

 — На фото актеры вашего театра всегда в цветах, травах и хвое, в нежных одеждах, с улыбкой на устах. Насколько миф об особенной, прекрасной жизни театра Фоменко реален? Почему воздух, которым вы дышите на Третьем кольце, чище воздуха стоящих в пробке там же?

 — За воздухопроизводство в театре отвечает Петр Наумович, так что за экологию можно быть спокойным.

 — Вы в штате театра с 2001 года. Но по-хорошему вас помнят с «Гедды Габлер» Карбаускиса.

 — Ну да, заядлые театралы запомнили еще в студенческой «Гедде», которая шла в 39-й аудитории ГИТИСа. Там играл сам Карбаускис — после этого на сцену он не выходил, Ирина Пегова играла служанку, и спектакль был замечательный, наивный и дерзкий. Жизнь в «Мастерской» началась для меня с «Безумной из Шайо». Старшие коллеги по всем вопросам и мелочам по-матерински помогали мне. Замечательный спектакль, надеюсь, его восстановят. С него начался новый этап обучения — в театре.

В институте был заложен фундамент, под присмотром мастеров-педагогов Евгения Каменьковича, Сергея Женовача, Ольги Фирсовой, Сусанны Серовой.

Продолжилось обучение «Египетскими ночами». Потом пошли вводы в «Месяц в деревне», «Одну абсолютно счастливую деревню», в «Войну и мир»? Потом пошли большие и сложные роли — в «Гедде Габлер», во второй редакции «Дома, где разбиваются сердца», в «Бесприданнице»?

Успела даже «сбегать на сторону» с благословения Петра Наумовича. Полтора года играла Шарлотту в «Вишневом саде» Някрошюса.

 — Молодые говорят, что не хотят работать в репертуарных театрах. Им это неинтересно. Вам понятна такая позиция?

 — Я понимаю, откуда это исходит. От возможности денежной работы, сериалов. Репертуарный же театр — это добровольное крепостное право. Но в театре нет дутых авторитетов и дешевой славы.

 — Ваша Безумная из Пасси разговаривает с чучелом любимой собачки. А какие у вас отношения с воспоминаниями?

 — Я живу, учась на своих ошибках, и опыт собственных ошибок анализирую и стараюсь хранить и использовать. А воспоминания — собственность прошлого. Вот пусть они там и живут в мире и покое, не отвлекая нас от настоящего. Жизнь так быстротечна?

 — Кажется, что эпохе Фоменко в вашей жизни предшествовала другая долгая жизнь. Что ее наполняло?

 — Ох, что только ее не наполняло. Были браки, разводы, работы, языки, путешествия, много всего было. На прежней работе — это была американская клиника — занималась рекламным маркетингом, продавала иллюзии. Познакомилась там с прекрасными людьми, с некоторыми из которых до сих пор общаюсь. Служба в театре — это совсем другое. Это образ жизни.

(В гримерку прокрадывается Полина Агуреева. На ней такие тихие балетные тапочки, что бесшумную Полину почти не видно. Полина быстро хватает текст с гримировочного столика и исчезает. — Е. В. )

 — Поменять язык — лучший способ поменять мышление. Вы поменяли мышление, придя в театр? Ведь вот вы работали в маркетинге, говорили и мыслили «принтами», «роликами», «проектами», а теперь говорите «ма тант», «амур», «кель шарман». Как вы оказались в театре?

 — Пути Господни неисповедимы. У меня в тот момент трагически погиб отец, а он всю жизнь мечтал, чтобы его дочери стали актрисами. Старшая сестра уже точно была не готова идти в театральный, и вот я себя нашла перед объявлением «Мас?терская Петра Фоменко» объявляет набор".

Когда вывешивали списки поступивших, с папиной гибели минуло сорок дней. Так что можно сказать, я в своей актерской судьбе ведома. Это какие-то метафизические дела, промыслы Божьи.

 — Вы подглядываете за собой в реальной жизни?

 — Хочется от этого избавиться. Бывает, что какой-то трагический момент в жизни, а ты опять подумал: «Ах, вот оно как бывает, надо запомнить». Запоминаешь — используешь, но умение забывать тоже необходимо.

 — Можно написать: «фоменки» снимаются в сериалах? Хороших сериалах. «9 месяцев», например. Вы там играли гинеколога, а Карэн Бадалов — неудачника, влюбленного в одну из беременных.

 — Конечно. Там такая команда собралась! Алексей Серебряков, Адабашьян, Русланова, Талызина, Розанова, Сергей Гармаш. Из наших там еще снималась Мадлен Джабраилова. И многие другие прекрасные артисты. Режиссеру на момент съемок было 23 года. Со всеми знаменитостями он очень корректно и результативно работал, к каждой нашел подход.

И мой первый сериал, «Закон», был очень хороший, это был дебют Александра Велединского, который после этого снял «Живой», «Русское», «Гадкие лебеди». Хочется назвать эти работы не сериалами, а многосерийными художественными фильмами.

 — Вы же учились вместе с Карбаускисом? То есть могли стать и режиссером?

 — Система обучения на актерско-режиссерском курсе так построена, что режиссеров обязывают играть в этюдах, а актерам дают возможность ставить — а дальше как Бог даст. Вырывающихся наружу режиссерских талантов я в себе не заметила пока, но могу сказать, что в экстренной ситуации, если Родина прикажет, я смогу поставить спектакль.

У нас в театре возьмите любого актера, он что угодно разберет и поставит. Но тогда что же делать режиссерам? Пусть лучше каждый занимается своим делом — талантливо.

 — Чему вас научили годы в театре?

 — Видеть. Слышать. Отда?вать. Терпеть. Прощать. Анализировать. Преодолевать.

 — В какой роли вы сами себе удивились?

 — В каждой роли удивление и радость приходят, когда роль и спектакль начинают дышать и жить. Когда режиссерский замысел уводит туда, где ты и не чаял оказаться.

А вообще в процессе работы над каждой ролью раскрываешь в себе много разного. Иногда нелицеприятного. Есть возможность отслеживать изменения в работе души в течение жизни, возможность что-то изменить.

 — Ваша Харита Игнатьевна сидит такая сухая, прямая, спокойно курит, догадываясь, что происходит за Волгой между Ларисой и Паратовым.

Она торгует дочерьми и словно не видит певческого таланта в Ларисе. Словно сознательно помогает таланту погибнуть. Ларисин талант — ее слабость?

 — Не певческий талант главное в Ларисе, главное — талант любить. Моя Харита — мамаша Кураж. Хотела как лучше, а получилось? то, что получилось. Возможно, если бы Лариса выжила, то с годами стала бы очень похожа на мать.

Поэтому моя Харита — трагический персонаж, а не мелодраматический. Ларису, дочь, спасает то, что у нее реакция на человеческую пошлость, несовместимая с жизнью. Она человек без кожи. Для нее смерть — спасение. 

 — Что вас радовало этой зимой?

 — Солнышко! Сразу все хорошо. В Москве тяжело из-за серости. Люблю рождественские праздники — люди уезжают, мы работаем, и опустевший несуетливый город становится похож на Москву моего детства. Опять же «Бесприданницу» мы выпустили. Вот у нас новый дом, такой прекрасный, новые гримерки. Сцена учится дышать, буфет работает, тренажерный зал, цеха, все хорошо.

Окна в гримерку Курдюбовой и Агуреевой (Хариты Игнатьевны и Ларисы Огудаловой) задернуты плотной гардиной. «Чтобы водители по Третьему кольцу спокойно ехали по делам, — серьезно говорит Наташа. — А в морозную зиму мы запросто гуляем по замерзшей Москва-реке как раз посередине между „Сити“ и театром. Красота!».


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100