|
Елена Дьякова «Новая газета», 12.01.2009 Партизаны Арденнского лесаПетр Фоменко, Юлий Ким в шекспировском вертепеЧто: Премьера пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса» Где: «Театр-мастерская Петра Фоменко» Жанр: мистерия Краткое содержание: читайте Шекспира В ролях: Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Мария Андреева, Моника Санторо, Дмитрий Рудков
Пришла Двенадцатая ночь с начала Рождества — ихнего, англиканского. И очень удачно совпала с нашим сочельником. «Мастерская Петра Фоменко» начала Святки сущим вертепом. Точнее — балаганом, беснованием, машкерадом: премьерой пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса». Ким лихо вспенил комедию Шекспира «Как вам это понравится».
Куда благонравной немочи перевода Щепкиной-Куперник! Гремели тумаки, звенели кошельки, летали ларцы, ботфорты — а во втором акте, почитай, целые боскеты. Братья-герцоги толкались на троне породистыми дерьерами, влюбленные наследницы обвивали тертых искателей Фортуны с питоньей неумолимостью? Начальник стражи, развалясь на трактирной лавке, блистал латным гульфиком, рвал зубами копченую оленину (заметим: до первой звезды) — и хохотал, блестя белыми зубами Ивана Поповски. Шут Оселок стал бродячим актером Билли, закулисным философом школы стоиков. Жак Меланхолик в феерически заломленной черной шляпе явно питал тайную страсть к Розалинде? но декларация прав человека на независимость от корней (читай: цепей) была дороже. И шекспировский Снусмумрик понес свою постылую свободу по дебрям Арденн.
А прочие, натурально, пошли под венец из наспех наломанного боярышника.
Ассистенты Петра Наумовича Фоменко в этой постановке — Елена Невежина и Валюс Тертелис. Костюмы — Марии Даниловой: толчея парчовых и холщовых рубищ, парадных эполет и исподних панталон, колетов, корсетов и клетчатых жилетов, ботфорт и балетных пачек на крошечной Старой сцене «Мастерской» наводит на мысль о ночном карнавале, тайной святочной кадрили оживших портретов в губернском музейчике.
Невинный в своем отвязном веселье, пародийный в буффонадах страстей, но лишенный зоркого, земного сарказма «Волков и овец», точный в каждой ужимке и прыжке, но не претендующий на сверхсмыслы, на социалку какую или на метафизику (не на Святках будь помянута!), — трехчасовой «Арденнский лес» похож на очень талантливый домашний спектакль. На святочное буйство людей отточенной культуры. Вроде действ на Башне Вячеслава Иванова 1900-х. Но где ж они теперь — такие дома?
?А ежели их нет, то где Фоменко берет этих юношей и девиц? С той пластикой, той внутренней точностью чувства (и прямым его следствием, неподдельным благородством жеста и реплики) — какие только в теплицах высокой культуры и зреют.
Откуда у него на сцене эти лица? Всегда молодые. Всякие несколько лет — новые. И ведь целыми оранжереями: хватает на два состава, остается и на малые роли. Даже мальчик-клавесинист, сверкающий очками в углу сцены, — из них, гадких лебедей?
Какая подпольная Поливановская гимназия на Пречистенке (засекреченная с 1918 года, сменившая явки и пароли в 1992-м) все поставляет «Мастерской» свои кадры?
В «Сказке Арденнского леса» замечательно играет Жака Меланхолика Кирилл Пирогов. (И монологи ему Юлий Черсанович Ким написал бенефисные.) С азартом валяет дурака в злодейских буффонадах Стражника Чарли Иван Поповски.
Но Розалинда (даже две: Мария Андреева и француженка Наджа Мэр), Селия (испанка Моника Санторо), умница-шут Билли (Дмитрий Рудков), простодушный рыцарь Орландо (Иван Вакуленко), стервозная фея Феба (Вера Строкова), коварный министр двух господ Лебо (Игорь Войнаровский) — все совсем новые «фоменки».
Особенно хорош Билли — Рудков в диалоге с Жаком — Пироговым. Близкие по амплуа, похожие даже внешне, — актеры разных поколений с оттяжкой честят театр, сидя плечом к плечу, помогая друг другу «держать поле» в зале. Эта сцена и разговоры Жака Меланхолика с Розалиндой о каторге родовых корней, о капканах сердечного тепла подымают прелестное святочное беснование на уровень совсем иного спектакля.
?Так еще раз: откуда дети взялись? Так явно принадлежащие этой сцене. (В первом акте они похожи на лукавые фарфоровые фигурки. И кажется: переверни каждого вниз башкой — увидишь клеймо «Мастерской». Этакое «Ф» с мечом и короной.)
Вот здесь — самое любопытное. Да, студия Петра Наумовича. Но внештатная. Собранная в Летней театральной школе для актеров русских театров стран СНГ. Эта ежегодная затея СТД РФ шла в августе 2008-го в Доме творчества под Звенигородом.
И в некоторых ипостасях, каюсь, ударный месячник «СТД для СНГ» тогда показался вполне казенным действом «для галочки о поддержке соотечественников». Но ездить на акции Летней школы явно следовало чаще, а смотреть внимательнее. «Сказка Арденнского леса» с молодыми актерами из разных городов «одной шестой» (Фоменко, Ким и люди «Мастерской» работали с ними около полугода) — сильный аргумент в пользу Летней школы СТД. В пользу воспитательной работы и социального творчества вообще.
?Видимо, надо просто возделывать свой вишневый сад. Почва для него еще есть.
И ежели в святочном фейерверке «Сказки Арденнского леса» есть метафизический сверхсмысл, — в этом он и заключается.
Последние статьи о театре- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как дети, Ольга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравится, Марина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесом, Глеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пой, Наталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира, «Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесь, Екатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеев, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами», Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Во всем виноват Табаков», Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |