|
Марина Давыдова «Известия», 16.01.2009 Старые сказки о главномПетр Фоменко поставил со стажерами своей «Мастерской» мюзикл Юлия Кима «Сказка Арденнского леса», написанного в стародавние времена по мотивам комедии Шекспира «Как вам это понравится». Этот студенческий по духу и по стилю спектакль заставил понять, чью театральную школу следует считать в России лучшей.
Премьеру в «Мастерской Петра Фоменко» можно назвать абсолютным и безоговорочным торжеством стиля Фоменко. Это, так сказать, Фоменко в кубе. Фома Фоменкович Фоменко. Все милые сердцу прыжки и ужимки его артистов, легкие взбеги на лестницы-стремянки и столь же легкие спуски с этих лестниц, все ироничные a part и кокетливые выглядывания из-за колонн (спектакль играют в старом помещении «Мастерской», где несущие конструкции есть часть сценического пространства) явлены тут в радующем глаз изобилии. Стиль знаменитого режиссера не замутнен никакими привходящими обстоятельствами — вроде пьесы Чехова, прозы Толстого или социального гротеска Жана Жироду, в сочетании с которыми он обычно обретает новые неожиданные обертоны (встреча с этими авторами чревата порой и провалами, но в ней всегда прочитывается интересный театральный сюжет).
В «Сказке Арденнского леса» неожиданных обертонов нет, ибо поставлена она по сочинению давнего приятеля Фоменко, обаятельного барда и поэта Юлия Кима, музыкально-поэтический стиль которого (капустническая интонация и вечно лукавая отстраненность от предмета) совершенно конгениален стилю самого Фоменко. Но худрук «Мастерской» явно и не стремился к сложности. Он сделал легкий, незамысловатый, нарочито ветреный и в то же время грустный спектакль.
К слову сказать, такой же студенческий незамысловатый спектакль и тоже, что характерно, по комедии Шекспира («Бесплодные усилия любви») поставил другой титан отечественного театра Лев Додин. Получилось куда скучнее. Додинский тренинг вне сочетания с крупным размахом театральной мысли, в общем, не работает. У Фоменко театральная школа оказывается самоценной. Смотреть на то, как новая поросль сосуществует в плодотворном унисоне с мэтрами прославленной сцены (включая играющего от роли к роли все глубже и интереснее Кирилла Пирогова в роли Жака-меланхолика), в сущности, само по себе удовольствие. Даже несмотря на некоторую затянутость этой милой сценической шутки: «Сказка Арденнского леса» сказывается в общей сложности три с половиной часа. Можно спорить о том, кто у нас в России лучший режиссер, но лучший педагог у нас все же Фоменко. Это надо признать.
Просто поразительно, как, попадая в пространство «Мастерской», преображаются артисты, некоторые из которых уже успели поиграть в других театрах. Как вписываются (ну прямо-таки заподлицо) в труппу Фоменко. Вот этот юный романтичный Орландо Дюбуа, похожий немного на Орландо Блума… Кажется, что играющий его стажер Иван Вакуленко работает у Фоменко сызмальства, так органично сражается он с машкерадными львами и так легко порхает по сцене, картинно падая в нужные моменты на пол. А как порывиста и грациозна в роли Розалинды неизвестная нам прежде Наджа Мэр! У кого еще сильный и по сюжету ничем не оправданный французский акцент не будет казаться на сцене чем-то инородным?
У Фоменко не кажется. Ибо он всегда и с самого начала обнажает лицедейскую природу всего происходящего, а заодно и всего сущего. Он ведь ставит свою театральную шутку о главном. Ну, в смысле — о смысле жизни. О ее быстротечности и бренности. О том, что только играя, переодеваясь, изменяя обличья, можно на время забыть о других, воистину опасных миражах — вроде власти или земной славы. Это, в сущности, очень шекспировский ход. У Лопе де Вега или у Мольера характеры комических героев укладываются в рамки жестких амплуа. У Шекспира они скорее чистая доска, на которую жизнь наносит разные письмена. Материя и дух находятся тут в состоянии становления. Эти герои уже не маски, но еще и не личности. Им лишь предстоит стать личностями. Как всем нам, играя свои социальные роли, лишь предстоит стать людьми.
Фоменко уже дважды (первый раз в конце 60-х) ставил «Сказку Арденнского леса», и ее дважды быстрехонько убирали из репертуара, как неблагонадежную. В мюзикле Кима не было и намека на эффектное фрондерство, но в нем ясно ощущалось неприятие фальши, притаившейся во всех закоулках «совка» (только в Арденнском лесу от нее и спасешься). Иными словами, это было очень шестидесятническое высказывание, а положа руку на сердце — прямое проявление шестидесятничества в нынешнем культурном контексте кажется чем-то малосъедобным. Уж очень много в этом времени было социальной утопичности и нравоучительной дидактики, разоблачения одних идеалов во имя других, в которые твердолобые представители поколения до сих пор верят с фанатичной истовостью.
Мюзикл Кима лишен твердолобости. Он пронизан спасительной самоиронией, которая, как «протейский» стиль Фоменко, тоже спасает и от веры в миражи, и от пугающего осознания важности своей культурной миссии. Ким и Фоменко знают, что жизнь — это всего лишь игра с несчастливым концом. Просто сыграть ее надо так, чтобы потом в другой — будем верить, более счастливой — жизни не было мучительно стыдно.
Последние статьи о театре- Фоменко почти без «фоменок», Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?, «Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как дети, Ольга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравится, Марина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского леса, Алена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложился, Дина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесом, Глеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главном, Марина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пой, Наталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львов, Ольга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского леса, Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не знал, Екатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизнь, Галина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира, «Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра Фоменко, Алла Шевелева, Анастасия Иванова, Лариса Каневская, «Станиславский № 23», 09.2008
- Игорь Овчинников: Ну всё «фоменки» вымирают? Не дождетесь, Екатерина Васенина, «Новая газета», 28.07.2008
- Ученик чародеев, Екатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами», Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Олег Любимов: Самое страшное комплекс полноценности, Екатерина Васенина, «Новая газета», 10.04.2008
- «Во всем виноват Табаков», Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |