|
Скибюк Серафима «Дни.ru», 2.02.2009 Трудная роль Полины КутеповойГоворят, хорошим артистам и режиссерам все равно, что играть, главное, чтобы была сцена и зритель, а настоящий мастер сделает свое дело в любую погоду, в любое время, в любом состоянии духа, с текстом любой сложности. Эту мысль только подтверждает Мастерская Петра Фоменко, на сцене которой 1 февраля прошла премьера спектакля «Улисс» по мотивам романа Джеймса Джойса. О том, в чем состоял риск создателей постановки и почему их следует наградить за одну смелость, рассказывают Дни.Ру.
В 1967 году один американец по имени Джозеф Стрик взял в свои руки шестисотстраничный томик «Улисса», потолковал с Фредом Хейнсом и разродился экранизацией. Кинематографическая вариация на тему произведения Джойса получилась весьма милой. Один день из жизни рекламного агента Леопольда Блума, вмещающий в себя аллюзии на целые литературные пласты, вышел у Стрика развлекательной зарисовкой. Но так как поставить в кино или на сцене книгу, состоящую из монологов поэта, размышлений собаки, замечаний о вкусе, запахе и звуке, а также многих других выражений авторской мысли в буквальном смысле без точек и запятых, практически невозможно, за одну попытку картина Стрика была удостоена 7-ми номинаций, среди которых Канны, BAFTA, «Глобус» и «Оскар».
Театр «Мастерская Петра Фоменко» за свою недлинную шестнадцатилетнюю историю и сам неоднократно становился лауреатом множества престижных театральных премий России и мира. Авторы, по мотивам творений которых были поставлены спектакли Мастерской, — это золотой фонд мировой драматургии, романной и эпической прозы: и Ибсен, и Чехов, и Шоу, и Гоголь, и Островский, и Ионеско, и многие другие. Для театра, чьи постановки никогда не отличались экспериментаторским подходом, но тяготели к академизму, это редкий успех, объяснимый исключительным профессионализмом его служителей.
Неудивительно, что именно в Мастерской Петра Наумовича Фоменко зародилась и была воплощена в жизнь постановка великого произведения XX века. Один из педагогов студии театрального искусства Женовача и руководитель актерско-режиссерской мастерской ГИТИСа Евгений Каменькович взял на себя ответственность поставить «Улисса» на сцене театра Фоменко. Об основных трудностях уже было упомянуто: образность при простоте сюжета, почти полном отсутствии действия и практической пользы, функциональности диалогов. Вторая сложность — большой объем материала, при потере лишь несколько сотых процентов которого есть риск потери и смысла самого романа.
Количество страниц Каменькович, словно валюту, конвертировал в количество часов: творческие муки режиссера и мощь рефлексии главного героя зритель сможет прочувствовать в течение шестичасового театрального действия, два раза прерываясь на антракт. В России такие длинные неэкспериментальные постановки без зазрения совести могут себе позволить только два драматических театра — МДТ во главе со Львом Додиным в Санкт-Петербурге и, собственно, Мастерская Петра Фоменко в Москве (10-ти часовое действие «Берега утопии» на сцене РАМТа в расчет не берется, так как творчество Тома Стоппарда заслуживает отдельной песни). Для самого Каменьковича это уже довольно большой шаг — несмотря на небольшую, симпатичную, но не самую масштабную (рядом с Фоменко и Васильевым) историю своих спектаклей, он, а не Женовач и не Крымов, его коллеги, единственный расхрабрился и аккумулировал вокруг себя силы, позволившие ему поставить «Улисса».
Главный удар на свои хрупкие плечи примет одна из ведущих актрис театра Полина Кутепова, она сыграет Молли Блум, жену Леопольда. Близняшки Кутеповы были и остаются визитными карточками театра и в представлении уже не нуждаются. Главного героя сыграет Анатолий Горячев — тот самый счастливчик, что воплотил в жизнь мечту многих артистов: он стал Поприщиным в Гоголевских «Записках сумасшедшего» (в театре Фоменко — «Он был титулярный советник»). Также среди участников спектакля Каменьковича будут еще 7 актеров, среди которых не только «фоменки», но и артисты других театров Москвы. Так что каково будет сценическое воплощение трудности номер один — постановка вербального и невербального, пластически невыразимого, зритель узнает совсем скоро — 14 февраля.
Последние статьи о театре- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным», «Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романа, Роман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый Улисс, Алена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссею, Алла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?, Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая Улисса, Ольга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слой, Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?, Марина Давыдова, «Известия», 2.02.2009
- Трудная роль Полины Кутеповой, Скибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича, «Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
», «Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса», «Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене, «OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопии, Дмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важное, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизма, Роман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса», Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Одиссея одного Улисса, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по Джойсу, Марина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- Улисс, Елена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |